МКДОУ № 14 «Мишутка» г. Карачаевска

Целью статьи является описание модели патриотического воспитания дошкольников.

Рассмотрим содержание понятия «модель воспитания» для определения его структуры.

Под моделью воспитания понимается своеобразие в подходах к определению цели, средств, условий и методики осуществления воспитания.

Исходя из определения, предложенная модель включает следующие структурные компоненты:

– подготовка педагогов и родителей;

– условия осуществления воспитательного процесса;

– методическое обеспечение воспитательного процесса;

– содержание патриотического воспитания.

Все указанные составляющие объединены общей целью, которая должна быть достигнута при реализации модели.

Целью реализации модели патриотического воспитания является создание системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, при этом развивать у каждого ребенка:

– творческое начало, воображение, изобретательность;

– способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

– способность ставить проблемы и находить их решение.

Для разработки модели и достижения цели необходимо решение следующих задач:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Определение условий реализации модели и создание предметно-развивающей среды в группе.
  3. Методическое обеспечение воспитательного процесса: отбор оптимальных методов, форм, технологий воспитания.
  4. Изучение методической литературы и опыта передовых педагогов по данной теме для определения содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Для повышения педагогической компетенции воспитателей и родителей были проведены следующие виды работ: с воспитателями:

– консультации «Этапы и формы патриотического воспитания дошкольников», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ», «Сущность проектной деятельности»;

– педагогические часы «Особенности патриотического воспитания дошкольников», «Осуществление проектной деятельности в ДОУ», «Осуществление патриотического воспитания в условиях проектной деятельности»;

– разработка тематического плана по патриотическому воспитанию дошкольников.

С родителями:

– консультации «Патриотическое воспитание дошкольников», «Что такое проектная деятельность?», «Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников»;

– оформление стенда «Мы – патриоты», «Растим будущего гражданина»;

– беседы на родительских собраниях о воспитании гражданственности у дошкольников, обсуждение выполнения совместных проектов по патриотическому воспитанию детей;

– анкетирование;

– посещение открытых мероприятий;

– участие в проектах.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема)из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту
  • организация работы над проектами по принципу «от простого к сложному».

Для выполнения перечисленных выше условий разработаны следующие материалы:

  1. Дидактические игры: разрезные картинки « Военная техника», «Найди флаг»; «Космос», «Защитники России».
  2. Папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город Черкесск», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашей республики», «Кавказский мир в куклах и игрунках», «Сказки Карачаево-Черкесской республики».
  3. Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки».
  4. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности «Наш поселок», «День защитников Отечества», «Защитники Отечества», «Дикие животные наших лесов», сценарий экологического развлечения «Земля наш общий дом».
  5. Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Рассматривая вопрос о методическом обеспечении при реализации модели, мы предлагаем,  в работе по данному направлению придерживаться следующих дидактических принципов:

  • Принцип активности и самостоятельности — это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
  • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования — ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
  • Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
  • Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
  • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.

В проектную деятельность включаются занятия, игры, экскурсии и другие виды детской деятельности. Также проектная деятельность предполагает выполнение домашних заданий.

Содержание предполагает разработку тематического плана осуществления патриотического воспитания, определения целей и задач, планируемых результатов проводимых занятий и мероприятий.

Содержательный аспект модели можно представить  следующими тематическими блоками:

 

 

 

 

 

 

 

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя семья», можно реализовать такие проекты, как «Выходной день с семьей», где активное участие принимают родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. В подготовительной группе можно предлагать исследовательские проекты, которые носят уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.

Список использованной литературы

1.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

2.Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. – М., 2009.