КЧГУ

Т.З.Табулов – основоположник абазинской литературы. Его  литературное наследие включает в себя произведения разных жанров – пьесы, рассказы, стихи, поэмы и др.  Большой интерес представляют его поэмы,созданные по мотивам фольклорных сюжетов. Среди них поэмы «Старик – мудрец», «Сосруко и Сотраш», «Сосруко и шестеро мужчин», «Сосруко и Сосранпа»,  «Ктым, Ктыщ и Какана» и другие. В данной статье мы остановимся на поэме Т.З.табулова «Дадыра и сто семей».

Уже накопленный Т.З.Табуловым опыт в освоении фольклорных сюжетов подтверждает, что эволюция эпической поэмы в абазинской литературе пойдет по пути усиления в ней авторского начала и накопления элементов психологического анализа характера персонажей, их действий и поступков, самих событий и обстоятельств, в которых действуют герои. Путь этот долог и труден, но первые шаги уже сделаны в поэме Т.Табулова «Дадыра и сто семей».

В первую очередь надо отметить, что поэт сделал заметный шаг вперед в свободном обращении с материалом. Он обретает внутреннюю свободу и потому менее зависим от власти фольклорной эстетики, что сказывается и в характеристике персонажей, и в более подробной разработке эпизодов, и в полете фантазии, в лексических средствах и т.д.

Печатью творческой индивидуальности отмечен «зачин» поэмы:

Там, где расходятся семь дорог,

Там, где сходятся семь дорог,

Стоит старая дряхлая хижина…

В ней со дня ее постройки

И до наших дней живет

Одна такая же дряхлая, как хижина, старуха.

Та старуха – колдунья.

Много народу побывало в этой хижине.

Старуха-колдунья указала дорогу,

Которую многие искали [1;217].

Явился к старухе очередной посетитель – стройный юноша. И в портретной живописи Т.Табулов творчески развивает искусство фольклора, отталкиваясь от стереотипных формул, но обогащая их индивидуальными художественными деталями:

Тот юноша был пятнадцати-шестнадцати годов,

                  Обе лопатки его были широкие.

                            Был он, как литой, кряжист, как медведь.

                  Пришел он к старухе и спросил:

                «Укажи мне дорогу, которая ведет

                  Туда, куда закатывается солнце,

                 И расскажи, какова она» [1;217-218].

В портрете колдуньи поэт выделяет лишь одну деталь, однако деталь эта настолько выразительна, что способна восстановить в воображении читателя весь облик персонажа: «Она схватилась за свой орлиный горбатый нос». Подобные детали не доступны фольклору. Они – подлинно авторские.

Колдунья, указав дорогу на запад, сочла нужным предупредить: она, дорога эта, очень опасна, ибо, идя по ней, встретишь бурную реку, у которой «глаза выходят из орбит»; в нее нельзя входить, – погибнешь; у реки есть брод, только по нему можно перебраться на тот берег. Где тот брод, узнаешь, если будешь внимателен. Каждый день, как только солнце поднимается на длину сухого стебля бурьяна, атко по этому броду переходит на этот берег. Иди скрытно за атко. Тогда ты перейдешь  реку и спасешься от чудовища. Через месяц придешь в один большой аул. Как дальше идти, спросишь у аульчан. Они помогут. Ты еще слишком молод, – продолжила колдунья, – «немного опасности видел в жизни». Не ходил бы ты лучше туда – уж больно опасна та дорога.

Юноша, как и положено сказочному богатырю, продолжил путь.

До этого момента поэт не объясняет, почему его герою надо идти именно туда, куда закатывается солнце (в сказочном эпосе это непременно объяснялось бы). Теперь настало время и автор подробно излагает причину выбора юноши:

                              Кто он и откуда этот юноша,

                              Который  явился к колдунье

                              С расспросами о дороге на запад?

                              Ответим на это следующими словами:

                              Юношу, о ком мы ведем речь,

                              Зовут Дадыра. Он младший сын рабыни [1;219].

Отец Дадыры умер, когда мальчик был еще в колыбели, продолжает поэт. Мать одна поднимала сына. Дадыре пошел тринадцатый год, когда он решил стать свободным. Но как это сделать, юноша не знал. Помог случай. Княжич приказал Дадыре оседлать коня. Дадыра выполнил приказание, но княжич накричал на работника, обвинив его в том, что тот недостаточно хорошо почистил коня. В завязавшейся драке Дадыра убил  княжича. Спасаясь от неминуемой расправы, Дадыра, забрав с собой мать, ушел в лес, затем перебрался в маленький аул, селившийся у подножия горы.

Князь отправил погоню за беглецами, пообещав тому, кто их поймает и приведет назад, половину своего богатства в награду. Весть об этом быстро распространилась и дошла до аула, в котором теперь жил Дадыра с матерью.

Оказывается, в том маленьком ауле, затерявшемся среди гор, обитали такие же беглые холопы, как и Дадыра. Они, и это само собой разумеется, никогда не выдадут собрата. И не выдали.

Минул год. Дадыра, по сказочной традиции, – всенародный любимец. Люди с «его именем пьют воду» – так говорят абазины о всеми уважаемом человеке. Дадыра необыкновенно мужествен. Он вступает на тропу мести князю. Организовав отряд народных мстителей, угнал две третьих княжеского скота.

Однажды благородные мстители остались ночевать на кошу. У костра старый чабан рассказывает гостям:

                             В том краю, где заходит солнце,

                             Живет один большой князь.

                             Дом его обнесен оборонительными стенами

                             В семь рядов. Стены гладки, как железный лист.

                             С тыльной стороны к дому примыкает курятник.

                             В том курятнике живет золотая птица павлин

                             Та золотая птица каждый день

                              Сносит два золотых яйца.

                             Яйца те не просто золотые,

                             А бриллиантовые.

                             А за горами живет один богатый князь.

                             Так вот этот князь всенародно обещал:

                            «Тому, кто привезет мне те два золотых яйца,

                             Отдам сто семей своих рабов»…

                             Князь мечтает те золотые яйца

                             Отдать в приданое своей  дочери [1;221].

Дадыра как истинный эпический герой решил раздобыть золотые яйца, а ста семьям, которые ему достанутся, дать свободу.

Чабан сказал, что дорогу к князю, у которого золотая курица, знает только колдунья. Вот почему Дадыра оказался у старухи-колдуньи.

Как показывает изложенное, Т.Табулов овладевает искусством занимательной композиции. Он не излагает события в строгой временной последовательности, как это делает любое фольклорное  произведение, а  создает интригу, которая должна возбудить интерес к ожидаемым событиям, для чего поэт создает некую таинственность, не открывая читателю причину поступка персонажа.

Все изложенное до сих пор – это  авторское слово. Таким образом, присутствие в поэме автора не эпизодическое, как в других его произведениях, а постоянное. Автор становится одним из персонажей произведения. Это – одна из новых традиций, которая начала складываться в творчестве основоположника национальной литературы и которая найдет завершение в произведениях писателей, творческая зрелость которых пришлась на 60-90 годы  двадцатого столетия.

Творческая практика Т.Табулова убедительно доказывает, что в процессе формирования жанра поэмы важную сюжетообразующую роль играют детальная разработка эпизодов, привлечение многоговорящих деталей, выработка гибкого, пластичного языка, и многое другое. Табулов, как показывает материал анализируемой поэмы, овладевает и этим сложным искусством. Вот, к примеру, эпизод, где рассказывается о том, что случилось с Дадырой у реки, о которой говорила старуха-колдунья. Перейдя реку, Дадыра сел передохнуть. Услышал какой-то шум. Оглянулся – ползет к нему огромный огнедышащий атко. Дадыра хотел выстрелить в чудовище, но

                                  Порох на полке отсырел.

                                  И кремень вымок – ружье не выстрелит.

                                  Огнедышащее, свистящее атко совсем близко.

                                  Дадыра не падая духом, схватил ружье за ствол,

                                  И с силой ударил прикладом в темя атко.

                                  Долго колотил Дадыра змея по голове.

                                  Бил до тех  пор, пока змей

                                 Уже не поднимал голову.

                                 Подняв последние силы

                                 Змей ударил Дадыру  хвостом

                                 И отбросил  его в сторону

                                 На целых двадцать шагов [1;223].

В народной сказке не было бы таких уточнений, как «ударил прикладом ружья»; «ударил атко в темень», а просто констатировалось бы: «ударил ружьем», «ударил по голове». Поэт же стремится исчерпать эпизод, дорисовать его до конца, что говорит о крепнущем писательском мастерстве автора.

Или другой эпизод. Дадыра видит перед собой незнакомое селение.

                          Оно растянулось и рассыпалось

                          Вдоль берега небольшой реки.

                          На том берегу реки – пастбище, сенокосы.

                         Лениво пасется разномастное стадо.

                         Издали животные кажутся

                         Расцветшими в разные цвета цветами.

                         Через реку переброшен мост –

                         Широкий, крепкий, сплетенный из хвороста.

                         Гужевая дорога рассекает надвое

                           За околицей в кямпил играет

                        Веселая группа ребят [1;224].

Фольклор не обратил бы внимания на такие «мелочи», как похожее на цветы стадо, как мост-плетень, на игру в деревянный кямпил, ибо он, фольклор, озабочен событиями и действиями, а не реалиями быта. Между тем, именно эти реалии и создают художественную достоверность, без которой немыслимо зрелое произведение, как и  без реалистических деталей, щедро представленных в поэмах Т.Табулова.

Обогащая поэтику поэмы, Т.Табулов не чурается и метафор – загадок. Так его герой идет

                           По тому, что далекое приближает,

                          Близкое отдаляет…

                          Чем дальше шагает,

                          Далекое все больше приближается.

                          Близкое все дальше отдаляется [1;225].

Так рисуется символический образ дороги.

Использует  Табулов и такой художественный прием, как несобственно прямая речь. Встретившись с разными чудесами и видя, что со скалы в пропасть падают трупы лошадей, которых орел вновь поднимает на вершину, Дадыра размышляет:

                      Видно, на вершине скалы живут люди.

                      И дохлых лошадей сбрасывают они.

                      И орла посылают они.

Увидеть бы этих людей. Встретиться бы с ними! [1;226]

Развязка в поэме традиционная: Дадыра привозит яйца князю, тот дарит обещанные сто семей, герой освобождает их, и они зажили «свободно, расцветая» [1; 238].

Поэмы Т.З.Табулова, в том числе и  «Дадыра и сто семей» -высокохудожественные эпические произведения. Поэт не только создал первые поэмы в национальной письменной словесности, но и определил направление эстетических поисков. Творческая практика Табулова продемонстрировала основные закономерности возникновения и эволюции такого эпического жанра, как поэма. Поэтому она имеет непреходящее как теоретическое, так и практическое значение. Творческим кредо его стало, как выразился по другому поводу Важа Пшавела, убеждение в том, что «народное сказание как бы оно ни было богато содержанием, какую бы печать большой мысли и высокого искусства оно не носило, если оно не переработано поэтом, не переплавлено в горниле  собственной души, а лишь пересказано в том виде, в каком его передает народ, – то такое сказание не может утвердиться, не найдет себе места в сердце и не будет поэтому считаться произведением искусства».

 

Литература

1.Табулов Т.З. Дадыра и сто семей // Свет зари.- Черкесск,1982. – С.217-238 (на абаз.языке).

Login