Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, новых занятий, новых друзей и игр. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод, считают педагоги.
Но не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Игра, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт. Воспитание детей дошкольного возраста и ребят-младших школьников через правильные игры способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.
Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.
Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.
Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.
Учителя же, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, мешают им сосредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.
Игра выступает образным, деятельным отражением жизни, возникает из труда, способна подготовить детей к активному познанию окружающей действительности.
Выделяют следующие функции игры:
– развлекательная функция, которая заключается в доставлении удовольствия, пробуждении интереса;
– коммуникативная функция, которая заключается в усвоении норм поведения;
– функция самореализации, которая заключается в помощи в самоопределении;
– терапевтическая функция, которая заключается в преодолении трудностей, которые возникают в других видах жизнедеятельности;
– диагностическая функция, которая заключается в определении отклонений от норм поведения;
– коррекционная функция, которая заключается во внесении положительных изменений в структуру личности;
– функция социализации, которая заключается во включении в систему общественных отношений.
Развернутая игровая деятельность в своей структуре представлена следующими основными компонентами:
– побудительными компонентами, которые представлены потребностями, мотивами, интересами, стремлениями, определяющими желание ребёнка участвовать в игре;
– ориентировочными компонентами, которые определяют выбор средств и способов игровой деятельности;
– исполнительскими компонентами, которые представлены действиями, операциями, позволяющими реализовать игровую цель;
– контрольно-оценочными компонентами, которые корректируют и стимулируют активность игровой деятельности.
Традиционно игровая деятельность рассматривается как ведущая деятельность для ребенка дошкольного возраста. Однако еще Л.С. Выготским было доказано, что при последующем онтогенезе игра не пропадает из жизни ребенка, а находит свое продолжение в учебной и трудовой деятельности. В связи с этим использование игры не только допустимо, но и необходимо не только в дошкольном воспитании, но и при обучении младших школьников, потому что способствует интенсивному детскому интеллектуально-познавательному развитию. Игры обеспечивают возможность раскрытия личности ребенка с разных сторон, развивают его способности, сплачивают детей в коллектив.
По мнению А.С. Макаренко, игра является мощным средством волевого воспитания, стимулирования коллективизма, формирования основ практической деятельности. Ролевые игры, по мнению автора, имеет особенное значение, т.к. позволяют ребенку встать на место взрослого, подготовиться к взрослой жизни. Педагогическая деятельность самого А.С. Макаренко может стать примером активной позиции педагога в игре.
По мнению Л.С. Выготского [15], игра выступает благоприятной средой для развития познавательных процессов у ребенка, потому что предполагает преобразование игровых действий в умственные действия. В связи с этим именно игру педагог считал основным воспитательным и обучающим средством.
Д.Б. Эльконин [50] отмечал, что игра имеет социальную природу. Сутью детской игры он считал подражательную деятельность ребенка, стремящегося к недоступным в силу возраста для него действиям. Д.Б. Элькониным [50] детская игра делится на следующие этапы в своем развитии:
– игра предметная, охватывающая детей до 3-х лет;
– игра ролевая, свойственная детям с 3 до 7 лет;
– игра с правилами.
В структуре игры Д.Б. Элькониным [50] выделяется роль как основная единица, а основными признаками игры он считает временную ограниченность игрового действия, предполагающего добровольное соблюдение определенных правил. По мнению ученого, игровые правила выступают неотъемлемым компонентом игры, а их соблюдение выступает обязательной составляющей игрового процесса.
Грамотно организованная, познавательно интересная игровая деятельность способна обогатить мыслительный процесс, стимулировать саморегуляцию, развивать эмоциональные характеристики.
В современной школе учителя стараются сделать ставку именно на активизацию и интенсивность учебного процесса, поэтому игровая деятельность ими используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
– как элементы более обширной технологии;
– в качестве урока или его части;
– как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Если просмотреть разницу между педагогической игрой и игрой в общем, то здесь необходимо отметить, что педагогическая игра обладает одним кардинальным отличием, которое заключается в том, что у педагогической игры есть четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, который может быть обоснованным, выделенным в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью, а у игры, в общем, таковой нет.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания.
Игра неразрывно связана с развитием речи детей.
Игра способствует развитию познавательных интересов.
Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний, оказывает влияние на поведение ребенка.
Воспитывает такие чувства как: ответственности, добросовестности, смелости, организованности, чуткости и т.д. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев, О. Ролевая игра : как ее спланировать, организовать и подвести итоги? / О. Андреев, Н. Комольцева // Школьное планирование : журн. для школ администраторов. – 2010. – № 2. – C. 107–114.
- Арзамасцева, Г.Ю. Педагогические потенциалы ролевой игры в исследованиях отечественных авторов / Г.Ю. Арзамасцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16. – № 3. – С. 224–228.
- Бакирова, Ф. Учебные игры и их роль в процессе обучения / Ф. Бакирова // Физика : метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. – 2010. – № 10. – С. 21–22.
Свежие комментарии