Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, новых за­нятий, новых друзей и игр. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продук­тивный развивающий метод, считают педагоги.

Но не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Игра, как модель реальной жизни, дает детям первый социальный опыт. Воспитание детей дошкольного возраста и ребят-младших школьников через правильные игры способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.

Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.

Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школь­ного обучения игра себя исчерпывает.

Представители другой точки зрения утверждают прямо противопо­ложное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обу­чения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.

Учителя же, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, ме­шают им сосредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.

Игра выступает образным, деятельным отражением жизни, возникает из труда, способна подготовить детей к активному познанию окружающей действительности.

Выделяют следующие функции игры:

– развлекательная функция, которая заключается в доставлении удо­вольствия, пробуждении интереса;

– коммуникативная функция, которая заключается в усвоении норм по­ведения;

– функция самореализации, которая заключается в помощи в самоопре­делении;

– терапевтическая функция, которая заключается в преодолении труд­ностей, которые возникают в других видах жизнедеятельности;

– диагностическая функция, которая заключается в определении откло­нений от норм поведения;

– коррекционная функция, которая заключается во внесении положи­тельных изменений в структуру личности;

– функция социализации, которая заключается во включении в систему общественных отношений.

Развернутая игровая деятельность в своей структуре представлена сле­дующими основными компонентами:

– побудительными компонентами, которые представлены потребно­стями, мотивами, интересами, стремлениями, определяющими желание ре­бёнка участвовать в игре;

– ориентировочными компонентами, которые определяют выбор средств и способов игровой деятельности;

– исполнительскими компонентами, которые представлены действиями, операциями, позволяющими реализовать игровую цель;

– контрольно-оценочными компонентами, которые корректируют и стимулируют активность игровой деятельности.

Традиционно игровая деятельность рассматривается как ведущая дея­тельность для ребенка дошкольного возраста. Однако еще Л.С. Выготским было доказано, что при последующем онтогенезе игра не пропадает из жизни ребенка, а находит свое продолжение в учебной и трудовой деятельности. В связи с этим использование игры не только допустимо, но и необходимо не только в дошкольном воспитании, но и при обучении младших школьников, потому что способствует интенсивному детскому интеллектуально-познава­тельному развитию. Игры обеспечивают возможность раскрытия личности ребенка с разных сторон, развивают его способности, сплачивают детей в коллектив.

По мнению А.С. Макаренко, игра является мощным средством воле­вого воспитания, стимулирования коллективизма, формирования основ прак­тической деятельности. Ролевые игры, по мнению автора, имеет особенное значение, т.к. позволяют ребенку встать на место взрослого, подготовиться к взрослой жизни. Педагогическая деятельность самого А.С. Макаренко может стать примером активной позиции педагога в игре.

По мнению Л.С. Выготского [15], игра выступает благоприятной сре­дой для развития познавательных процессов у ребенка, потому что предпола­гает преобразование игровых действий в умственные действия. В связи с этим именно игру педагог считал основным воспитательным и обучающим средством.

Д.Б. Эльконин [50] отмечал, что игра имеет социальную природу. Су­тью детской игры он считал подражательную деятельность ребенка, стремя­щегося к недоступным в силу возраста для него действиям. Д.Б. Элькониным [50] детская игра делится на следующие этапы в своем развитии:

– игра предметная, охватывающая детей до 3-х лет;

– игра ролевая, свойственная детям с 3 до 7 лет;

– игра с правилами.

В структуре игры Д.Б. Элькониным [50] выделяется роль как основная единица, а основными признаками игры он считает временную ограничен­ность игрового действия, предполагающего добровольное соблюдение опре­деленных правил. По мнению ученого, игровые правила выступают неотъем­лемым компонентом игры, а их соблюдение выступает обязательной состав­ляющей игрового процесса.

Грамотно организованная, познавательно интересная игровая деятель­ность способна обогатить мыслительный процесс, стимулировать саморегу­ляцию, развивать эмоциональные характеристики.

В современной школе учителя стараются сделать ставку именно на ак­тивизацию и интенсивность учебного процесса, поэтому игровая деятель­ность ими используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

– как элементы более обширной технологии;

– в качестве урока или его части;

– как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Если просмотреть разницу между педагогической игрой и игрой в об­щем, то здесь необходимо отметить, что педагогическая игра обладает одним кардинальным отличием, которое заключается в том, что у педагогической игры есть четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педаго­гический результат, который может быть обоснованным, выделенным в яв­ном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью, а у игры, в общем, таковой нет.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых при­емов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулиро­вания учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой за­дачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную де­ятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактиче­скую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание эле­ментов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Опираясь на вышеуказанные факты можно сказать, что игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основ­ных средств их воспитания.

Игра неразрывно связана с развитием речи детей.

Игра способствует развитию познавательных интересов.

Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний, оказывает влияние на поведение ребенка.

Воспитывает такие чувства как: ответственности, добросовестности, смелости, организованности, чуткости и т.д. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, О. Ролевая игра : как ее спланировать, организовать и подвести итоги? / О. Андреев, Н. Комольцева // Школьное планирование : журн. для школ администраторов. – 2010. – № 2. – C. 107–114.
  2. Арзамасцева, Г.Ю. Педагогические потенциалы ролевой игры в ис­следованиях отечественных авторов / Г.Ю. Арзамасцева // Вестник Ко­стромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : Пе­дагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 16. – № 3. – С. 224–228.
  3. Бакирова, Ф. Учебные игры и их роль в процессе обучения / Ф. Бакирова // Физика : метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. – 2010. – № 10. – С. 21–22.