Карачаево-Черкесский государственный университет

 Тысячи лет назад, когда еще люди не умели писать, появилось устное народное творчество. Для маленьких детей народ придумал замечательные сказки, поговорки, пословицы, песенки. И в современном мире знакомство с устным народным творчеством должно начинаться с первых лет жизни ребенка. В настоящее время дети перестали читать. Телевизор, компьютер занимают все свободное время ребенка. Родители иногда упускают возможность приобщать своего ребенка к чудесному, волшебному миру сказок.

«Сказка – благодатный и незаменимый источник воспитания ребенка. Со сказки начинается знакомство маленького человечка с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь» , – считают многие педагоги.

Сказка решает вопросы духовно-нравственного воспитания детей, обогащая внутренний мир, формируя личность ребенка. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Инсценировка сказки и участие в них вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Не менее интересны слайды на интерактивной доске, где сюжеты сказок применяются как материал для обучения счету, письму, волшебные герои приходят в гости, дают задания, поощряют маленьких друзей за их правильные ответы и многое другое.

Создание условий для формирования интереса к сказкам у дошкольников путем включения их в разные виды деятельности – одно из главных направлений работы детских учреждений.

Дети 5-6 лет активно участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической). Через сказки ребенок познает окружающий мир, также знакомится с миром добра и зла.

В данной статье попытаемся рассмотреть возможности компьютера по созданию слайдов в программе «Презентация Microsoft PowerPoint». Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать дошкольникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.

При показе набора слайдов у детей формируется познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный детям, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие развитию познавательной активности дошкольников: широкое применение игровых форм занятий, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.

В сети Интернет можно найти много готовых презентаций. Например, презентация «Путешествие по сказкам». Дети очень любят отгадывать загадки, а красочные отгадки вызывают у них восторг. При создании презентации можно использовать коллекцию клипартов и яркие сказочные шаблоны. Презентацию можно использовать на занятиях, когда объясняется тема игры-сказки. Когда занятия проходят в игровой форме – путешествие в сказку, то заметно особое оживление детей. Они сами могут определить, в какую сказку отправятся, если сумеют отгадать, выполнить то задание, которое может быть предложено на слайдах. При этом дети бывают заинтересованы, готовы усваивать новые горизонты окружающей действительности.

Например, можно найти такие презентации:

 

  1. 1. Презентация «Маша и медведь»
  2. Видео «Занятие по ПДД»
  3. Галерея
  4. Игра «Поймай пчелу»
  5. Зарядка
  6. Викторина по народным сказкам

 

Презентация “Викторина по сказкам” может помочь в работе с детьми старшего дошкольного возраста при знакомстве с устным народным творчеством.

Сказки, представленные в слайдах, позволяют:

  • воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу,
  • приобщают к театрализованным играм,
  • создают положительное эмоциональное состояние у детей во время музыкального сопровождения
  • способствуют развитию продуктивной деятельности при рисовании
  • учатся выполнять музыкально-ритмические движения
  • способствуют развитию умения строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением
  • воспитывают любовь к устному народному творчеству
  • развивают грамматический строй речи;
  • активизируют мыслительную деятельность детей;
  • развивают связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение
  • и наконец, упражняют в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивают навыки словообразования.

Как известно, дошкольный возраст самый благоприятный для становления четкой, выразительной, с правильно произносимыми звуками, речи. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по развитию речи необходима, т.к. ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешного обучения в школе.

Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Куликовой Н. В. предложены «Копилка сказок»,  сказки-презентации для детей, а также  озвученные презентации со сказками.

Когда мы решаем впервые предложить малышу книгу, то скорее всего остановим свой выбор на сказках. И это правильно. Практически все дети больше всего на свете любят играть и слушать сказки, ч­то  дает очень широкий спектр занятий с ребенком на основе сказок.

На самом деле, сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Сказка – отличное пособие для воспитания: в ней всегда рассказывается о том, что важно для человека: быть внимательным, отзывчивым, как правильно себя вести в разных жизненных ситуациях.

Современные дети не могут представить свою жизнь без компьютера. Уже в детском саду малышам очень часто покупают свой первый детский планшет.

Хорошо это или плохо – это уже отдельный вопрос. При разумном подходе взрослых компьютер сослужит хорошую службу в развитии ребенка.

В любом случае мы вынуждены идти в ногу с прогрессом. Презентации, очень ценны тем, что позволяют не только услышать и увидеть героев полюбившихся сказок, но и посмотреть на знакомые сказки с новой стороны. Так же презентации обычно содержат не очень много текста и многие сказки идут в сокращенном варианте, что позволяет познакомить малышей с произведениями, которые прочитать в полном объеме не позволяет возраст ребенка.

Во многих презентациях со сказками картинки сканированы со старых книжек, которые всегда были с четкими красивыми картинками. Многие презентации со сказками уже озвучены.

У детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Для полноценного усвоения информации малыш не только должен слышать, но и видеть то, о чем ему рассказывают.

Для того, чтобы создать слайды, надо знать базовые правила дизайна: подбор шрифта, оптимальное количество слов на слайде, наглядная графика, современное оформление, качественные иллюстрации. Инструменты подготовки презентации. Работа в Power Point и Keynote: основные функции, работа с изображениями, создание схем, анимация.

Например, с помощью созданных слайдов можно проводить дидактические игры по русским народным сказкам: «Угадай силуэт», «Найди пару», «Кто лишний», «Что перепуталось на картинке» и др.

пав сл1

Покажем на примере, какие задания были даны к слайдам презентации, выполненной в программе «Презентация Microsoft PowerPoint»,
Слайд 1

Презентация по сказкам для детей среднего дошкольного возраста Фамилия, имя автора-создателя презентации

Слайд 2

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Слайд 3

Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше.

Слайд 4

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Слайд 5

Покупала самовар, А спасал ее комар.

Слайд 6

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил.

Слайд 7

Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, еще собака Жучка. Деду с бабой помогали, Корнеплоды доставали?

Слайд 8

Родилась у мамы дочка, Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали….

Слайд 9

И зайчонок и волчица Все бегут к нему лечиться!

Слайд 10

Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота ! А вот и невеста, глаза на макушке. Зовут ту невесту – Царевна Лягушка

Любой педагог, особенно работающий с маленькими детьми, всегда задаётся вопросом, как сделать процесс обучения более интересным и ненавязчивым.  Итак, как самостоятельно разработать и создать слайды к сказкам для детей?

  1. Определяем тематику, цель и содержание сказки.
  2. Продумываем форму самой игры, её правила, последовательность и содержание.
  3. Создаём документ Microsoft Power Point
  4. В этом документе создаём пустой слайд – это у нас будет стартовая страница игры или нескольких игр и к ней мы вернёмся позже.
  5. Создаём второй пустой слайд и уже в нём размещаем картинку – пейзаж, которая будет служить фоном (то есть растягиваем картинку на весь слайд или наоборот уменьшаем).
  6. Следующий шаг – разместить объекты, которые мы будем считать. Картинки находим в интернете, заносим в поисковике «клипарт на прозрачном фоне».

Итак, выбираем нужные картинки (картинку) и размещаем их на слайдах. Например, картинка из мультфильма про Лунтика с «Пескарём Ивановичем» или пейзаж с изображением теремка, зайца, медведя и др.

Следующий этап – создаем рабочие кнопки, гиперссылку.

Времени на создание подобных игр уходит много – нужно подобрать картинки, потом всё выставить и рационально организовать, но зато такие игры можно использовать много раз, в них можно играть и дома с родителями.

С помощью созданных слайдов мы можем осуществить ряд возможностей:

  • просмотр мультфильмов по сказкам;
  • проведение познавательных бесед «Сказки-добрые друзья», «Мои любимые сказки»;
  • инсценировка русских народных сказок с использованием различных видов театров;
  • посещение спектакля «Зайка-зазнайка», «Кошкин дом»;
  • прослушивание аудиозаписи сказок, пересказ;
  • рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
  • игра «Вспомни сказку, где есть цифры»;
  • подвижные игры;
  • викторина по сказкам Пушкина;
  • рисование, аппликация, лепка сказочных героев;
  • составление сказок из кубиков и пазлов;
  • разучивание песен из сказочных кинофильмов;
  • инсценировка сказки «Теремок»;
  • беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
  • консультация для родителей «Сказкотерапия» и многое другое.

Итак, с помощью презентаций детей можно научить:

  • проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
  • называть прочитанные сказочные произведения;
  • рассказывать сказки, оценивать поступки героев, давать им характеристику;
  • использовать различные средства выразительности в своей речи;
  • изображать героев сказок средствами изобразительного и прикладного творчества.

В сказках собрана информация, основанная на сказочных историях, которые и помогают развивать речь малышей, их память, внимание, мышление, а так же математические представления и творческие способности.

С помощью созданных слайдов к презентациям можно в игровой, занимательной форме способствовать развитию речи детей, расширению словарного запаса, углублять и расширять знания детей о сказках, эффективно работать над развитием творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.

 

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования
  2. Большова Т. В. «Учимся по сказке», «Детство-ПРЕСС», 2001.
  3. Вераксы Н. Е. , Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы» – М.: «Мозаика Синтез, 2014.
  4. Дерягина Л.Б. «Театральная деятельность в ДОУ», «Детство-ПРЕСС», 2014.
  5. Полянская Л.И. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика», «Школьная пресса», 2010.
  6. Волкова Т.С. «Русские народные сказки», «Лабиринт», 2015.

 

Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.