ФГБОУ ВО «КЧГУ», г. Карачаевск

Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведениt в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.

Л. С. Выготский, Р. Л. Грегори, К. К. Платонов С. Л. Рубинштейн,

Л. Д. Столяренко отмечают, что восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В системе специального образования остается весьма актуальной и социально значимой проблема развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников. Данная проблема в тифлопедагогике и тифлопсихологии находится под пристальным вниманием многих исследователей (Т.А. Алекина, Е.В. Артюкевич, Г.А. Буткина, В.З. Денискина, Л.А. Дружинина, В.П. Ермаков, Л.В. Никулина, Л.И. Плаксина,

Е.Н. Подколзина, Л.И. Солнцева, Л.В. Фомичева, И.А. Шестакова,

Н.Е. Шержукова, Г.А. Якунин). Нарушение зрения приводит к тому, что зрительное восприятие таких развивается по особенному: слабый уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира; сужение круга интересов, снижение активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира; серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в своем теле, рабочей поверхности, в пространстве и многое другое.

Работая со слабовидящими детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок  получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации  или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Включая дидактические игры в педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые доступны для детей с нарушением зрения.

Изученная психолого-педагогическая литература, а так же полученные результаты экспериментального исследования по диагностике зрительного восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста, позволяют сделать следующие выводы:

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и многое другое. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в дошкольном возрасте.

За счет нарушения зрения у слабовидящих дошкольников происходит ослабление зрительного восприятия, в результате чего слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются детьми данной категории непосредственно. Большие сложности возникают в оценке пространственных таких признаков, как расстояния, положения, направления. Слабовидящий ребенок не может заметить некоторые внешне слабовыраженные признаки, важных для характеристики предмета. Эго резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, нарушает гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных.

Для того, чтобы построить работу, направленную на коррекцию и развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников необходимо провести диагностику зрительного восприятия.

Как считают специалисты, при выборе диагностических методик важно учитывать показатели их надежности и валидности, а также сложность обработки диагностического материала. С помощью диагностических методик «Сложи полоски», «Какие предметы спрятаны в рисунках», «Чего не хватает на рисунках», «Разрезные картинки» и так далее можно оценить различные стороны зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста.

Результаты экспериментального исследования показали, что большинство детей дошкольного возраста с нарушением зрения имеют сложности в выделении цвета на фоне множества цветов, затруднения в опознании зрительно воспринимаемых изображений предметов, в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Слабовидящим дошкольникам сложно узнавать непривычно представленные предметы: когда представлено неполное изображение, контурные изображения предметов наложены друг на друга, целое изображение разделено на части.

Опираясь на данные экспериментального исследования, мы разработали ряд рекомендаций для организации диагностической работы по изучению зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников педагогами и психологами, работающих с такой категорией детей.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека и познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2012. – 310 с.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей трех-семи лет. Методическое пособие – Ярославль, 2013. – 113 с.
  3. Богуславская З.М. Выделение цвета и формы дошкольниками в зависимости от характера их деятельности. Учебное пособие – М.: Просвещение 1958.
  4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст – М.: Просвещение, 2011. – 145 с.
  5. Вяткина А.Ф. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Дошкольная педагогика. – 2013. – №3. – С.30-33.