ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Физическая нагрузка дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательно направленным воздействиям среды.

Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс; тогда как подростковый возраст создает для этого благоприятные предпосылки, в том числе в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и, в целом, на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п. В специальной литературе также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных периодов для развития определенных физических качеств и координационных способностей и сбалансированного развития физического потенциала подростка.

В статье мы рассматриваем особенности методики   развития   скоростно-силовых способностей у подростков.

Для развития скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы. Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается. Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше максимальных показателей, скорость движений большая. Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна максимальным показателям, скорость движений околомаксимальная и выше.

Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения – к первой и второй. Глобальные упражнения основные – только к третьей группе. Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими – выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей. В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта – эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.

Специальные исследования показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же, крайне ограничен. Необходим поиск методических путей, которые позволили бы значительно увеличить объем средств, стимулирующих повышение степени использования скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности.

В спортивной практике уже давно известны специальные упражнения с утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным) сопротивлениями. Однако их применение носит бессистемный характер и, как показали комплексные, тензометрические, циклографические и электромиографические исследования, величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к максимальной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения. Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств, при выполнении основного упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого – понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.

Как показали экспериментальные исследования, избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных и утяжеленных сопротивлений.

Исследования показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала. Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.

При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных – метод кратковременных усилий и повторный.

С целью развития скоростно-силовых качеств, применяются следующие режимы мышечной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения – динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц); при выполнении специальных упражнений – динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений – статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением; а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах спорта, где преодолевающему характеру работы предшествуют значительные напряжения с уступающим характером работы мышц – легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и др.).

Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна максимальной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений.

Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения. Увеличение этого веса может достигаться за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле; б) преодоления дополнительного сопротивления на велостанке или утяжеления велосипеда (в тренировке велосипедиста-спринтера); преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10-15° (в тренировке бегуна-спринтера) и др.

Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться: а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным) выполнение разбега под уклон 3-4°; б) в упражнениях, характеризующихся циклической структурой движений, – дополнительная тяга электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бег под уклон 3-4° (в тренировке бегуна-спринтера), езда за лидером или облегчение сопротивления на велостанке (в тренировке велосипедиста-спринтера) и др.

При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала являются те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один-три раза, т.е. 1-3 ПМ.

В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего характера работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие, приводимые ниже, величины сопротивления.

Первый вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше максимальной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна максимальной) сохранялась бы мощность движения, которую спортсмен способен проявить при акценте только на преодолевающий характер работы мышц.

Второй вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше максимальной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна максимальной) мощность движения была бы выше, чем при движении с акцентом только на преодолевающий характер работы мышц.

Третий вариант. Величина сопротивления при уступающем и преодолевающем, характере работы мышц та же, при этом основное внимание обращается на быстроту перехода от уступающего характера к преодолевающему.

Четвертый вариант. Величина сопротивления выше максимальной при обоих характерах работы мышц, но такая, чтобы при преодолевающем характере сохранялся бы «взрывной» характер усилия.

При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90%), субпредельной (90-95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90-95%). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью – 2-3 раза, с околопредельной – 3 – 5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100 м) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд.

Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале занятия первые лучшие попытки.

Взаимосвязь интенсивности выполнения упражнений и объема средств развития специальных скоростно-силовых качеств. В начале процесса развития скоростно-силовых качеств упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90%, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90-95%)и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовые способности развиваются у подростков в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов. Примерный комплекс упражнений без предметов для рук: сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки в разные стороны; для туловища: вращение, сгибание, разгибание, наклоны; для ног: махи, приседания, выпады, выпрыгивание. Выполняют эти упражнения с предельной и оклопредельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды. Не обязательно включать все упражнения комплекса в урок и тем более все общеразвивающие упражнения проводить с акцентом на быстроту. Скоростные упражнения, например с предметами (мячами, палками, набивными мячами и т. п.) и без предметов, должны быть хорошо освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальной скорости.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств лучше подбирать, ориентируясь на совершенствуемые на уроке двигательные действия. Например, при совершенствовании техники бега и для одновременного развития быстроты движений можно применять бег с высоким подниманием бедра, из различных исходных положений, с приставными и скрестными шагами, по малому кругу, на месте, в упоре в течение 5-15 сек., семенящий, с ускорением, по отметкам, прыжками, эстафетный, по наклонной дорожке, за лидером, с расслабленными руками и т. д.

Для развития скоростно-силовых способностей используется также повторный, повторно-прогрессирующий и переменный темп выполнения упражнений, ускорения, гандикап, игровой и соревновательный методы. Длину дистанции или продолжительность упражнения подбирают так, чтобы скорость перемещения (интенсивность работы) не снижалась к концу попытки. Учащийся должен стремиться превысить предыдущую попытку. Интервалы отдыха между попытками должны обеспечивать относительно полное восстановление. Например, повторные попытки в беге на 30 – 40 метров рекомендуется выполнять через 4 минуты, а восстановление после бега на 100 метров занимает 12-15 минут. Первым сигналом для прекращения повторной скоростной работы является снижение скорости в очередной попытке. В этом случае дальнейшие попытки будут способствовать развитию выносливости. Скоростные упражнения на уроке лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система учащихся находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном уроке составляет от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2 – 5).

При многократном повторении каких-либо скоростных упражнений у ребёнка может наступить стабилизация как пространственных, так и временных характеристик. Профессор Н. Г. Озолин назвал это явление скоростным барьером. Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения не в стандартном, неизменённом виде, а в вариантных, изменяющихся формах и условиях. Например, известный тренер В.М. Дьячков рекомендовал прыгунам в высоту на тренировках отдавать 12 – 15% времени прыжкам через планку, а остальное время посвящать разнообразным (нестандартным) прыжкам и упражнениям со штангой. Для ломки скоростного барьера в беге рекомендуется также использовать описанные выше варианты бега. Метания снарядов обычного веса полезно поочерёдно сочетать с метанием утяжелённых или облегчённых снарядов. Приносят пользу и подвижные, спортивные игры, сопряжённого воздействия, когда одновременно развиваются скоростные и другие способности.

Однако, использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощением, весом 30 – 50%, от максимального, способствует значительному повышению силовых способностей (до 18%). Применение отягощений весом 70 – 90%, от максимального, дает максимальный прирост силовых способностей (до 19%).

Применение отягощения весом 50 – 70%, от максимального, приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей. Причем, использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением от 30 до 90 % от максимальных, является наиболее действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.

При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Прирост в различные возрастные периоды неодинаков. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте. Развитие двигательных качеств зависит от функционального состояния ряда систем организма. Так, выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии.

В детском, подростковом и юношеском возрасте имеются благоприятные потенциальные возможности для воспитания физических качеств, при условии рационального организационного педагогического процесса. Путём целенаправленного педагогического воздействия можно оказать положительное влияние на двигательную функцию человека. Однако это воздействие не должно носить принципиальных изменений в закономерностях возрастного развития тех или иных, рост которых наиболее выражен на той или иной ступени возрастного развития школьников и роль которых особенно существенна для формирования двигательных навыков. В тоже время целенаправленное педагогическое воздействие на физические качества школьников позволяет свести к минимуму возрастные задержки в развитии того или иного качества.

Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков на всех этапах развития детей, подростков и юношей происходят под влиянием условий жизни, повседневных занятий физическими упражнениями, бытовых движений, производственной деятельности. Большое влияние оказывает и целенаправленное воздействие преподавателя или тренера в общеобразовательной школе или детско-юношеской спортивной школе.

Процесс воспитания физических качеств юных спортсменов протекает более интенсивно в том случае, если он носит целенаправленный характер уже в младшем школьном возрасте. При более позднем начале спортивной подготовки физические качества поддаются развитию с большим трудом.

В младшем школьном возрасте особенно благоприятны возможности воспитания быстроты движений. На занятиях с детьми и подростками основным методом воспитания этого физического качества является комплексный метод тренировки, сущность которого состоит в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также специальных подготовительных упражнений. В процессе воспитания быстроты и скоростно-силовых качеств упражнения выполняются, как правило, повторно, в виде серий.

По мере роста уровня подготовленности занимающихся ведущее место начинают занимать следующие методы воспитания быстроты: метод повторного выполнения скоростного упражнения (метод динамических усилий) без отягощения и с небольшим отягощением; метод повторного выполнения   скоростного   упражнения,   в   котором   специализируется спортсмен, с предельной и оклопредельной скоростью; метод повторного выполнения скоростного упражнения в облегчённых условиях. Следует широко использовать скоростно-силовые упражнения, скоростные упражнения в затруднённых условиях (в сочетании с чисто скоростными упражнениями, но в меньшем объёме). К основным средствам воспитания быстроты относятся: прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые упражнения; упражнения с набивными мячами и мешками, наполненными песком; упражнения со штангой, гирей, гантелями; спринтерский бег во всех разновидностях; бег на песчаном грунте и др.

Ведущая роль в процессе воспитания быстроты движений должна принадлежать методу повторного выполнения скоростно-силовых упражнений, структурно тождественных соревновательному упражнению (метод повторных динамических усилий).

Быстрота характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная связь. Так, высокая скорость движения может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2-3 лет. Он составляет 0,50 – 0,90 с. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 – 0,40 с. В предыдущие годы происходит дальнейшее снижение этого показателя быстроты, и к 13 – 14 годам он приближается к данным взрослых (0,15 -0,20 с). Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково. Наиболее снижается оно при сгибании пальцев, предплечья, наименее – при сгибании туловища, бедра, голени. Уменьшение с возрастом латентного периода происходит неравномерно. До 9 – 11 лет время реакции уменьшается быстро, в последующие годы, особенно после 13-14 лет – медленно. Наибольший прирост под влиянием тренировок происходит в возрасте 9 – 12 лет. В этом периоде преимущество тренирующихся детей перед нетренирующимися особенно велико. Если в это время не тренироваться, то в последующие годы возникшее отставание трудно ликвидировать.

Развитие организма сопровождается уменьшением времени осуществления движения. К 13 – 14 годам длительность одиночных движений приближается к данным взрослых, а угловая скорость заметно увеличивается и составляет 42,0 – 86,1 град/с.

Юные спортсмены уже в возрасте 13 – 14 лет характеризуются лучшим развитием скорости движений. В последующие возрастные периоды подобное превосходство юных спортсменов над незанимающимися сохраняется, однако различие уменьшается. Это указывает на большую эффективность развития скорости движений в более ранние годы (9-13 лет).

Важной характеристикой быстроты является частота (темп) движений. У детей, как и у взрослых, максимальная частота движений в различных звеньях тела неодинакова. Высокий темп движений характерен для движений кистью (в лучезапястном суставе), низкий – для движения в голеностопном суставе.

Максимальная частота движений (за 10 с) при движениях в локтевом суставе увеличивается с 4 до 17 лет в 3,3 – 3,7 раза. У детей 11 лет максимальная частота вращения педалей составляет 38 движений (за 15 с). С возрастом темп работы возрастает и у юношей 18 лет составляет 47 движений.

У юных спортсменов под влиянием тренировки частота движений увеличивается. Наибольший прирост установлен в возрасте 9-12 лет. В другие возрастные периоды тренировка темпа движений даёт меньший эффект. Считают, что на данном этапе индивидуального развития имеются наилучшие условия для формирования частоты движений.

С возрастом выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается. С возрастом удлиняется также возможная продолжительность работы при напряжённых упражнениях с отягощением (подъём груза, равного половине максимального). У детей 11 – 12 лет величина работы составляет 66,5 кг/м, что в 3,5 раза меньше данных взрослых.

Увеличение продолжительности усилия различных групп мышц неодинаково и по годам неравномерно. В возрасте от 8 до 11 лет небольшой выносливостью характеризуются разгибатели туловища, а высокой – сгибатели и разгибатели предплечья. В возрасте 11-14 лет значительно повышается выносливость икроножных мышц. В 13 – 14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей туловища.

С возрастом изменяются возбудимость и функциональная подвижность (лабильность) мышц. Они приобретают способность воспроизводить высокий ритм раздражений. К 14 – 15 годам функциональная подвижность достигает данных взрослых.

По мере развития формируется двигательная сенсорная система, посредством которой оценивается величина усилия, скорость и пространственная точность движений.

Увеличение длины шага определяет повышение с возрастом скорости бега. Так, максимальная скорость бега у детей 7 лет составляет 4,55 м/с; 12 – 13 – 5,78 м/с; 15 – 16 – 7,59 м/с; 19 – 29 лет (мастера спорта) -9,77 м/с.

У детей 7-8 лет способность сохранять высокую скорость бега (скоростная выносливость) развита меньше, чем у подростков и юношей. Значительное место в тренировке юных спортсменов должно быть отведено воспитанию мышечной силы – способности человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.

Интенсивный рост мышечной силы происходит с 8 – 18 лет. В этот период сила мышц кисти рук, например, возрастает в 2,5 раза, а становая сила – в 3,5 раза. Это обусловлено, главным образом увеличением мышечной массы тела, о чём свидетельствует постоянство соотношения силы к весу тела.

Воспитание физической силы, имеющей большое значение для всестороннего физического развития, необходимо для подготовки подрастающего поколения к производственному труду и для повышения спортивного мастерства. Основная задача в процессе многолетнего воспитания мышечной силы состоит в том, чтобы всесторонне развивать её и обеспечивать возможность эффективного проявления в трудовой и спортивной деятельности. Поэтому подбор силовых упражнений для подростков и юношей в соответствии с конкретным возрастом.

В подростковом возрасте занятия следует посвящать укреплению всех мышечных групп, воспитанию общей силы. Наиболее эффективными упражнениями для воспитания силы у детей и подростков являются динамические упражнения с отягощением малого и среднего веса.

Важное место в процессе физического воспитания в детском и юношеском возрасте должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень их развития во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности к высокой концентрации нервно-мышечных процессов, мобилизации функциональных возможностей человека.

Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его.

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведён анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств.

Н.Н. Гончаров впервые привёл данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей раннего возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12 – 15 лет. Согласно исследованиям, осуществлённым B.C. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14 – 15 лет.
СИ. Филатовым отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами.

Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий, применяют термин «прыгучесть». Так, например, А. Хунольд пользуется этим термином. Он установил, что уровень развития прыгучести оказывает значительное влияние на рост легкоатлетических достижений школьников.

Исследование юных и взрослых спортсменов показало, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врождённой способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся. Но это возможно лишь при правильном подборе средств и методов тренировки, в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся. Определение возрастных периодов, во время которых развитие прыгучести протекает более интенсивно или более замедленно, – актуальный вопрос, от решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки детей в различных видах спорта.

Взаимосвязь в развитии физических качеств является весьма сложной, формирующейся в результате суммации самых различных биологических изменений в организме спортсмена под влиянием мышечной работы. В процессе многолетней тренировки соотношение в развитии физических качеств, мышечной силы приводит к повышению уровня развития и других физических качеств у юных спортсменов.

По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке. Например, И. Сукоп экспериментально доказал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности. Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных спортивных результатов.

Важное значение имеет также решение проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка. Большой интерес представляет проблема взаимосвязи спортивно-силовых качеств и двигательных навыков у юных спортсменов.

Благоприятный возраст для развития скоростно-силовых показателей – 9-12 лет. Большинство скоростно-силовых упражнений связано с проявлением и других качеств. Воспитание скоростно-силовых качеств эффективно осуществляется с помощью скоростно-силовых и собственно-силовых упражнений типичными скоростно-силовыми упражнениями являются легкоатлетические прыжки и метания, удары по мячу в спортивных играх, удары в боксе, броски в борьбе и т.п. Основными средствами скоростно-силовой подготовки в занятиях с подростками являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшим отягощением, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.

Литература:

  1. Алабин В. Г., Алабина А. В., Бизин В. П. Многолетняя тренировка юных спортсменов: Учебн. Пособие.- Харьков: Основа, 2013. – 240 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной подготовки в спорте. – 2-е изд. – М.: ФиС, 2007. – 215 с.

 

Login