ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

 

Северный Кавказ – уникальный в этнокультурном, этносоциальном и этноконфликтном плане регион современной России. Его специфика заключается в его полиэтничности и размытости этнических ареалов, взаимодействии разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов, модернизма и традиционализма. Это регион с повышенной значимостью этнической идентичности в социальном самосознании этносов. Особенности жизни выработали у народов этого региона специфические динамические стереотипы этнического поведения.

В формировании и развитии личности участвует любая среда (при этом, являясь средой воспитания), но существует специальная — воспита­тельная — среда, основной функцией которой является образование и воспи­тание.

Этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, сознание, на отношения с людьми своей и другой национальности.

Национальная культура придает специфический колорит среде, в ко­торой функционируют различные образовательные учреждения. Среда пред­ставляет собой совокупность природных и социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества. Следовательно, данное явление выступает по отношению к личности как необходимое усло­вие ее становления и развития.

Образовательная среда имеет достаточно сложную структуру, которая имеет в своем составе несколько уровней – от федерального, регионального, субъектного до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения конкретного региона или российского субъекта. Образовательная среда современных образовательных систем – это взаимодействие образовательных комплексов – систем, инновационных и традиционных моделей, новых ФГОС, сложного содержания учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных техник и технологий, средств и методов, но самое важное в условиях полиэтнического социума – нового качества взаимоотношений, диалогического, межнационального общения между всеми субъектами образования.

Образовательная среда представляет собой воспитательное про­странство, которое включает образовательные, научные, культурные, этиче­ские и другие ценности. При участии всех компонентов образовательной среды, представляющей собой часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов создаются условия для профессионального развития личности учащихся

Среда – это то, во имя чего, как и с чем человек вступает во взаимодей­ствие в своей жизни, все то, к чему или к кому как-то относится. Среда — своеобразный показатель интериоризации им культуры, показатель уровня его социального развития, уклада жизни, меры участия в жизни общества». Всякая среда участвует в формировании, воспитании человека. С этой точки зрения любой вид социальной среды является средой воспитания, каким и является этнопедагогическая среда.

Особое место в реализации задачи межнационального воспитания имеет полиэтническая этнокультурная образовательная  среда. Потребность в управлении целостным, непрерывным процессом формирования и развития личности свидетельствует о необходимости рассмотрения среды как единства всех сфер ее жизнедеятельности, поэтому любая педагогическая система является открытой, взаимосвязанной со средой.

Исследователи выделяют такие признаки образовательной среды как: единство, целостность; компонентный (элементный) состав, вклю­чающий как индивидуальные так и коллективные (совокупные) субъекты; взаимосвязь, структурированность этих элементов; событийность; откры­тость пространства (связь со средой, включая семьи, молодежную субкуль­туру, различные институты социально-культурной среды, общественные организации и т.д.); значимость для субъектов (личности ребенка) за счет раз­нообразия, открытости (известности) предложений, подвижности, лабильно­сти содержания, гибкости структуры и т.д.; преднамеренность создания об­разовательного пространства и способность его к изменению; наличие воз­можностей (например, количество информации), превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; педагогическая целесообразность организации образовательного простран­ства.

 

Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений в современной педагогике является обучение и воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, так как сегодня остро стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, формирования этнокультурных ценностей. Более того, требуется серьезная работа по осмыслению не только настоящей ситуации, но и прогнозирования будущего в развитии межнациональных отношений у подрастающего поколения в первую очередь тех качеств, которые будут им необходимы в процессе социализации и во взрослой жизни в обществе.

В становлении личности важнейшими условиями являются: природа (природные задатки, наследственность), воспитательная система (воспитательная среда, педагогическое воздействие), социальные и национальные ценности. В этой системе ценностей человек реализует себя через деятельность в соответствии со своими ценностными представлениями.    Национальные ценности являются компонентом национальной среды, однако это не означает их автоматического воздействия на личность, для того, чтобы среда воздействовала, необходимо активное общение с ценностями культуры. Проблему присвоения национальных ценностей надо решать целой системой педагогических мер, среди которых будет создание культурной среды, как важнейшего фактора воспитания, в противном случае этнос будет пребывать в бескультурной среде [2].

Три заповеди Ушинского для России – из категории вечных ценностей. Во-первых, «Каждый народ имеет свою характеристическую систему воспитания», во-вторых, «В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих» и, в-третьих, «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». Все, что пишет Ушинский о народности, важно для всех народов. Он не выделяет национальности и не акцентирует на национальном. Только поднявшись на вершину своей культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, усвоить общемировую культуру. Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посредством системы образования. Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов должна стать главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности.

От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей.

Этнос, развиваясь в определённом ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание (Л.Н. Гумилёв). Условия существования формируют определённые качества и черты характера личности. На её формирование влияет единый этнокультурный опыт. Этническая культура формирует определённый тип личности, а личность привносит свою уникальность в этнические традиции, формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо.

На наш взгляд, этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей-всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта, флоры и фауны, мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образования и воспитания, жилищного уклада, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения, чувств, этикета, использование графических, моторных, цветовых, вербальных символов и прочее

Рассмотрение дефиниции «этнокультура как ценностно-нормативное образование личности дало нам возможность выделить следующие особенности:- ценности, связанные с разнообразными потребностями интересами представителей этнических групп, влияющие на социализацию и культурную самореализацию личности;

– этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковой, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодифференцирующую функции этнической культуры;

– ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи, являясь своего рода защитным механизмом, поскольку этническая культура способствует выживанию этнических групп;

– этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта нации в целом [1].

В работах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, К.Н. Вентцеля, А.С.Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие и стремление личности приобщиться к сокровищам культуры.

Регионализация образования обусловила проблему создания такой его системы, которая органически сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированных на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самоориентацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры; на возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма. Немаловажную роль в становлении гуманистической личности играют культурное наследие предшествующих поколений, преемственности традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости [2].

Критериями оптимального баланса ценностей в содержании национально-регионального компонента, по мнению О.Ю. Стреловой [3] выступают следующие условия:

  • “органически диалогическое соединение ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества” (М.С. Каган);
  • мера соответствия баланса ценностей интересам формирующейся в социокультурных условиях региона личности школьника;
  • лояльность представленной в содержании регионального компонента общего образования системы ценностей по отношению к системам ценностей других региональных сообществ;
  • непротиворечивое соотношение единичных и особенных категорий ценностей – общенациональных и общечеловеческих ценностей.

Усвоение этнокультурных ценностей, прежде всего, зависит от оптимальной структуры учебно-воспитательной системы. Эффективность решения этих проблем будет зависеть от того, насколько полнее мы включаем в эту образовательную систему духовную и традиционную культуру воспитания этносов – как важнейшие компоненты этой системы. Образовательно-воспитательный процесс, опираясь на народную педагогику, в идеале должен обеспечивать развитие личности на общечеловеческих ценностях, что, в свою очередь, будет способствовать цивилизованному развитию общества в целом.

Профессиональные задачи учителя в многонациональной школе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику и классному руководителю, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с учётом влияния культурного контекста, в рамках которого происходит социализация учащихся.

Многолетний педагогический опыт работы позволяет нам выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурной личности будет наиболее эффективным:

  • развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);
  • включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
  • развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
  • проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;
  • обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;
  • отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек».

Так как невозможно в поликультурном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям:

  • народная философия как основа существования этнокультуры;
  • человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе;
  • семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т.д.;
  • народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т.д.;
  • отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т.д.;
  • этноэтикет;
  • табу: система всевозможных запретов во взаимоотношениях с представителями других национальностей;
  • народные традиции, обряды, ритуалы;
  • ценностные ориентации.

Мы считаем, что если раскрывать эти вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет более четко прослеживаться логика народной культуры и, во-вторых, можно охватить большее количество культур.

Литература:

  1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: МПСИ, 2000. – С. 83-87
  2. Баймурзина, В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т. Н. Петрова. – Чебоксары, 1999. – С. 30-33.
  3. Стрелова, О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. – М.-Хабаровск, 2001. – С. 38-39.