ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

Развитие личности – многофакторный процесс, состоящий из различных этапов, каждый из которых характеризуется физиологическими, психическими и интеллектуальными изменениями. Начальная школа обеспечивает социализацию, развитие интеллектуальных способностей и формирование личности младшего школьника.      Образовательная программа строится в соответствии с федеральным государственным стандартом (ФГОС) НОО.

Согласно Федеральному закону «Об образовании», «…образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности… образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст. 28 (ред. от 07.03.2018).

Особенно актуальна в этом контексте проблема развития интеллектуальной сферы младших школьников. Сензитивным периодом для развития умственных способностей является младший школьный возраст.  Именно в начальной школе наиболее интенсивно развиваются основные психические функции человека, раскрываются его задатки, формируются интеллектуальные качества.

Одной из ключевых задач начального образования согласно федеральному государственному стандарту является: сохранение родного языка, национальной культуры, развитие уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, а также к истории и культуре других народов.  Особую значимость такого подхода к развитию личности обучающегося приобретает в условиях поликультурной российской действительности.       Следует отметить, что в условиях реализации ФГОС учитель начальной школы призван развивать интеллектуальные способности обучающихся с учетом условий этнокультурной среды.

Согласно воззрениям ведущих отечественных и зарубежных педагогов, психологов, развитие личности младшего школьника, формирование его интеллектуальных способностей происходит в контексте родной культуры.    Именно «вчувствование»,  впитывание родной культуры способствует формированию уважительного отношения к культурам других народов и осмысление сопричастности к российской и мировой культурам.

Таким образом, современная образовательная парадигма диктует необходимость создания условий, направленных на развитие умственных способностей личности обучающегося в контексте этнической культуры, с учетом особенностей этнопедагогики.

Различные аспекты умственного воспитания  и развития подрастающего поколения нашли свое отражение в работах этнопедагогов разных народов: Ш.М.-Х. Арсалиев, И.В. Мусханова (чеченцев), Г.А. Арутюнян (армян),  Г.Н. Виноградов (русских), Х.Х.-М. Батчаева, К.Б Семенов и др (карачаевцев), Г.Н. Волков (чувашей), А.Ш. Гашимов (азербайджанцев), М.Б. Гуртуева (балкарцев), Б.Ш. Алиева,  Ш.А. Мирзоев (дагестанцев),  И.Э. Измайлов (киргизов), Я. И Ханбикова (татар),  А.Ф. Хинтибидзе (грузин).  И.А. Шоров (адыгов) и др. Вышеперечисленные работы подчеркивают актуальность обучения и воспитания детей с учетом этнических особенностей каждого народа.

Академик Г.Н. Волков  писал, что «народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей» [3].

В этнопедагогике народов Северного Кавказа (адыгов, балкарцев, дагестанцев, ингушей, карачаевцев, чеченцев и др.) совершенный человек – настоящий джигит должен быть умным, здоровым, сильным, добрым, гордым, с чувством собственного и национального достоинства, который никогда и никому не позволит оскорбить честь женщины-горянки, народа, семьи, рода, мужественным, чтобы защитить родной очаг, Родину от врагов.      Высоко оценивается  интеллектуальные способности человека.

Забота об уме человека реализуется в процессе умственного воспитания, представляющего собой целенаправленное влияние родителей и других членов семьи на развитие активной умственной деятельности детей. По убеждению народа, ум – одно из самых главных человеческих качеств. От ума, умственного развития зависит успех подготовки человека к жизни. Эта мысль отразилась в сказках «Младший Чора», «Счастье, ум, богатство», «Умный умнел», а также в пословицах: « У кого физическая сила – победит одного, у кого сила в уме – тысячу», «Знание лучше, чем богатство», «Богатство – в знаниях, знания – в труде». Устное народное творчество горских народов свидетельствует о том, что все жизненные вопросы человек решает своим умом, поэтому человек прежде всего ценится по уму: «У кого нет знаний, у того нет и счастья», «У кого есть знания, спасётся от тысячи несчастий, а у кого нет знаний, испытает тысячу несчастий» и др. [ 2]

Народ в сказках показывает, что, когда невозможно силу противопоставить силе, на помощь приходит разум. Значит, разум выше физической силы. В сказках приводятся пословицы, отражающие наблюдения людей, например: «Лучше большой ум, чем большая сила»,  «Корень победы – знание».

По народному убеждению, все заботы родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитывать детей, развивать их ум, а не на то, чтобы копить им богатство. В своё время на это обратил внимание великий педагог К.Д.Ушинский. «Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьётся изо всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными…

О дельном воспитании он не заботится: к чему оно? – были бы деньги! Пусть воспитывается тот, у кого их нет», – писал он [6]. Эти мысли великого педагога вполне схожи с идеями народной педагогики о значении ума и умственной деятельности в жизни человека.

Карачаевские пословицы гласят: «Малынг аз болса да билиминг кеб болсун» (Если даже в загоне будет мало скота, пусть знаний будет больше, т.е. человек ценится по уму, а не по богатству и положению), «Ким айтханына къарама да не айтханына къара» (Не смотри на того, кто говорит, а смотри на то, что он говорит)  [1, 39]. Эти пословицы и сегодня имеют воспитательное значение.

Высокая оценка народа ума и умственных способностей выражается и в критике таких отрицательных черт, как глупость, невежество, о чём говорится в пословицах: «Къарангыны – кюню къара» (Для неграмотного человека и днём – тьма), «Окъумагъан – сокъур» (Неграмотный человек подобен слепому)  [1, 50].  Эти пословицы созвучны русской: «Ученье – свет, а неученье – тьма».

Идея о том, что основой разума являются знания, подтверждают следующие изречения: «Билим сатылмайды – окъуб табылады» (Ум не продаётся, а добывается в учении). Эти мысли перекликаются с требованиями Я.А.Коменского, выраженными в латинском стихе: «Как можно больше спрашивать, спрошенное усваивать». Здесь утверждается, что знания приобретаются через учение, которому нет предела. В карачаевском УНТ нашла отражение мысль, что умственные способности человека зависят не от его высокого происхождения и внешних данных, а от взаимодействия с внешним миром, от усилий самого человека. «Джарлы билгенни, бай да биледи» (То, что знает богатый, знает и бедный), «Кеб керген – кеб биледи» (Кто много видел, тот много знает), «Билим байлыкъдан тюлдю, окъууданды» (Знания зависят не от богатства, а от учёбы).

Чтобы подчеркнуть жизненное значение разума, ему противопоставлена в народе глупость «Глупому скажешь – засмеёт, умный учтёт»; «Умному скажи один раз, глупому тысячу раз (всё равно не поймёт)» [5, 77]; «Акъыллы ишни тындырыр, тели аягъын сындырыр» (Умный закончит работу, глупый сломает ногу) [5, 25];  «Акъылгъа елче джокъ» (Ум аршином не измеришь) [5, 44]. «Полезен и яд змеи, если он в руках умного. Вреден и пчелиный мёд, если он в руках дурака» ( вост. посл.).

Человека, наделённого большим разумом, имеющего значительный жизненный опыт, карачаевцы называют акъылман (мудрый) [4, 44]. «Мудрый носит язык в сердце, а глупый – сердце в языке» (укр. посл.). В народе говорят: «Дураку умный всегда кажется глупым». Во многих фольклорных произведениях карачаевского народа восхваляется мудрость народа, утверждается неизбежность победы разума над глупостью, труда над бездельем и т.д. О тех, кто проявляет низкий уровень умственного развития, говорят: «суубаш», «джелбаш» (в голове вода, ветер). Нехватку разума ничем не возместишь: ни красотой («Напрасна красота, коль нет ума»); ни телосложением («Большой, как дуб, глупый, как пень»); ни показной солидностью и блеском («Борода до пояса, а разума ни волоса») (укр. посл.); «Акъылы болмагъаннга сакъалы болушмаз» (Коль нет ума, борода не поможет); «Акъыл джашда, къартда да тюлдю – башдады»  (Ум зависит не от того, что молод или стар, а от головы); ни должностью («Большой чин, да глупая голова»); ни одеждой («По одежде встречают, а по уму провожают») (рус. посл.)); ни деньгами («Ум на базаре не купишь») (карач. посл.).

В понятиях разум, ум, мудрость очень часто олицетворяют и такие положительные черты человека, как степенность, сметливость, дальновидность, рассудительность.

Процесс умственного развития отражает совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в рациональном мышлении и деятельности человека в связи с возрастом, опытом. «Учись разуму не до старости, а до смерти». Карачаевский народ в своём фольклоре даёт высокую оценку человеческому разуму и тем самым призывает своих наследников неустанно стремиться к нему как «счастью»: «Акъылны багъасы джокъ, билимни учу джокъ» (Ум не имеет цены, ученье – предела); «Акъыл – тенгизден терен, билим – таудан мийик» – (Ум глубже моря, знание выше гор) (кар. посл.); «У соседа разум не займёшь» (рус. посл.).

Уровень умственного развития каждого человека зависит в первую очередь от умственного воспитания и упорного труда. Традиционно горцы считают, что первая обязанность родителей – забота об умственном развитии своего ребенка.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Поэтому главной задачей умственного воспитания на первом году жизни ребенка является забота о нормальном развитии зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Примерно с 6 – 8 недель родители начинают интересоваться уже умственными задатками и характером малыша, стараются вызвать у него зрительные, слуховые в осязательные впечатления, обращая внимание на яркие игрушки, двигающиеся предметы и т.д.

Родители и близкие радуются, если уже к 4 месяцам их ребенок умеет различать некоторые предмета и по-разному на них реагировать, может отличить «чужих» от «своих», поворачивает головку и находит взглядом свою маму; в этом случае говорят: «Умный растет». Это процесс сложный, включающий развитие речи, мышления, наблюдательности ребенка.

Исходя из философско-педагогической мысли трудящихся о человеке как разумном существе, в процессе воспитательной практики эмпирическим путем возникли такие эффективные системы формирования мировоззрения и умственного развития ребенка, как народная дидактика и детская субкультура  [2].

Фундаментом духовности и воспитания разума каждого человека является родной язык – сильнейший, непревзойденный фактор народной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Вводя дитя в родной язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Громадное наследство душевной жизни бесчисленного числа людей, копившееся многие тысячелетия, передается ребенку на родном языке» [7, 345].

Чем глубже ребенок познает нюансы родного слова, тем больше подготовлен его разум к овладению знаниями. Самый нежный и ласковый голос для ребенка – это голос матери, самый родной язык – язык, на котором поют колыбельные песни, укачивая младенца. Дети с колыбели начинают усваивать родные звуки материнского языка.

В родном слове каждый народ передает из поколения в поколение свою мудрость, культуру, традиции, обычаи, исторический, производственный и семейно-бытовой опыт. Родная речь служит тем неиссякаемым источником, из которого ребенок черпает представления об окружающем мире, о природе, человеке, обществе, семье, о прошлом, настоящем и будущем своего народа. В своей работе «Родное слово» К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное число понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово» [7,  560].

Благодаря родному языку у детей развивается речь и мышление. Но язык сам по себе не может воспитать, поэтому родители должны создавать атмосферу, способствующую развитию у детей дара слова, ознакомлению их с народными сказками, пословицами, поговорками, заучиванию наизусть стихотворений, организации объяснительного чтения, развитию интереса к книге.

Каждый ребенок от природы уникален, неповторим, отличается своеобразием психики, что является результатом развития природных задатков и проявляется в чертах характера, темпераменте, способе мышления, чувствах и поступках.

Успех умственного развития личности определяется последовательностью системы воспитания в каждой семье с учетом природных задатков и склонностей ребенка.

По глубокому народному убеждению, природные задатки ребенка – продукт физических и психологических данных его родителей. И умственные отклонения у детей связывают недостаточной заботой о здоровом потомстве при создании семьи, невниманием к внутриутробной жизни ребенка, а также наследственностью.

На основе изучения теоретических исследований народной педагогики разных народов, практического опыта, наблюдений, анализа опыта учителей начальных классов, мы можем говорить об особенностях развития умственных  способностей детей младшего школьного возраста в трех аспектах: возрастном, социальном и этнопедагогическом.

Литература:

 

  1. Алиев С.Ч. Къарачай нарт сезле. – Черкесск, 1963. – 481 с.
  2. Батчаева Х.Х.-М. Народная педагогика и современная национальная школа. Учебное пособие – Карачаевск: КЧГПУ, 2002. – 207с.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999. – 167 с.
  4. Карачаево-балкаро-русский словарь. – М.: Рус. яз., 1989. – 830с.
  5. Ортабаева Р.А.-К., Мижаев М.И. и др. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1990. – 280 с.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Учпедгиз, 1945. – 206 с.
  7. Ушинский К.Д. Родное слово. Пед соч. в 6 том. – М.: Педагогика, 1988. – Т.2.