КЧГУ

К настоящему времени проведено большое количество психологи­ческих исследований, посвященных выявлению особенностей мотивации и способов формирования в разные возрастные периоды. Однако до сих пор в науке есть немало разногласий и противоречий в характеристике мотивации, что может быть объяснено сложностью самого явления.

Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во мно­гом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает разверты­ваться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.

Стимулы могут быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы.

Индикаторами мотивационной готовности будет являться такая ие­рархия мотивов, в которой доминирующее положение занимают социаль­ные и учебно-познавательные мотивы. Согласно исследованиям, прове­денным под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, формиро­вание познавательной деятельности, направленной и побуждаемой позна­вательной задачей, начинается именно в дошкольном возрасте. Деятель­ность рассматривается ими как единство сознательного (внутреннего) и исполнительного (внешнего) побуждения. Соответственно, психологиче­ское строение всякой человеческой деятельности (в том числе и познава­тельной) включает следующие компоненты: потребности — мотив — ус­ловия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и со­относимые с ними — действия (операции). Большинство исследователей считают, что в основе деятельности субъекта в целом находятся его по­требности, т. е. именно потребность побуждает человека к деятельности.

Одной из характерных для человека является познавательная по­требность, проявляющаяся в познавательных интересах, которые могут быть ситуативными, случайными или длительными, устойчивыми. Позна­вательная потребность всегда предполагает достижение ценного результа­та, однако для личности важен не только сам по себе результат познания как таковой, но и сам познавательный процесс (Н. И. Ганашенко, В. С. Юркевич и др.).

В конце дошкольного возраста у детей появляется качественно но­вый, своеобразный уровень развития познавательной потребности, свя­занный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам. С достижением этого уровня развития познавательного интереса и связана мотивационная готовность детей к школьному обучению. В связи с этим выделяются признаки познавательного интереса:

  1. Эмоционально-познавательное переживание в процессе деятельности;
  2. Эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельно­сти;
  3. Эмоционально-познавательная мотивированная направленность лично­сти ребенка.

Дошкольное детство с его сензитивностью, открытостью в постиже­нии мира является базой для формирования у маленького человека моти­вационной готовности к обучению.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме форми­рования общей показал, что исследователи тесным образов связывают формирование мотивационного компонента как готовности к обучению, так и предпосылок учебной деятельности дошкольников с развитием ре­чевых умений.

Речевое общение является потенциальным компонентом любой дея­тельности: как умственной, так и предметно-практической.

Понимание речевой деятельности как частного случая общения ха­рактерно для современных исследований, проводимых в русле коммуни­кативного подхода в обучении детей (В. И. Капинос, А. А. Леонтьев, М. Р. Львов, Б. И. Пассов и другие). Мнения ученых совпадают в том, что коммуникативный подход является наиболее эффективным, т. к. форми­рует гибкость речевых умений, возможность их переноса в разнообразные жизненные ситуации. Положение о взаимодействии коммуникативной и когнитивной функции речи, на наш взгляд, является основополагающим для организации речевой деятельности детей в дошкольном обучении. Опираясь на данное положение, можно выделить коммуникативные (со­циальные) и когнитивные (познавательные) мотивы усвоения речи в каче­стве равнозначных мотивационных тенденций, которые необходимо ак­туализировать в общении. В аспекте проблемы мотивационной готовности детей к школьному обучению это означает, что, с одной стороны, следует активизировать познавательную деятельность дошкольников по обнару­жению закономерностей языка и речи. С другой — нужно вызывать и под­держивать подлинное общение детей со сверстниками и взрослыми в обу­чении, обеспечивать значимость результатов овладения речевыми уме­ниями не только для успешной учебной деятельности, но и для повсе­дневной жизни.

Другим фундаментальным положением, составляющим теоретиче­скую базу коммуникативного подхода к организации обучения является разработанное отечественной психолингвистикой понятие о трехфазной структуре любого акта деятельности:

  • этап ориентировки и планирования;
  • этап исполнения;
  • этап контроля (Т. В. Ахутина, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и другие).

Мотивационный компонент функционирует на первом этапе рече­вой деятельности. Мотивация этими учеными рассматривается как цен­тральный психологический механизм порождения речевого высказывания. В ситуациях коммуникативного взаимодействия детей наиболее характер­ные особенности мотивации отражаются в мотивах речевой деятельности.

Исследования М. И. Лисиной показали, что у детей дошкольного возраста в общении со взрослыми проявляются 3 вида мотивов: деловые, познавательные и личностные. Они, как правило, взаимосвязаны, но на разных этапах доминируют разные мотивы. В младшем дошкольном воз­расте ведущими являются деловые мотивы, затем познавательные, в старшем возрасте — социальные и личностные. Социальные мотивы фор­мируются в результате выделения ребенком таких качеств партнера- взрослого, как способность к принятию, поддержке. Развитие социальных мотивов в общении старших дошкольников с взрослыми способствует по­вышению качества речевых высказываний. Дети начинают употреблять достаточное количество сложных предложений, а так же прилагательных, определяющих эстетические и этические свойства персонажей, их физи­ческое и нравственное состояние [105].

Анализ результатов исследований речевого общения позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. В обучении речевой деятельности детей старшего дошкольно­го возраста наиболее важным является развитие личностных (социальных) мотивов речевого общения. Реализация этого направления предусматри­вает использование разнообразных форм взаимодействия детей со взрос­лыми (например, разговоры о событиях повседневной жизни дошкольни­ков, обсуждение эталонов человеческого поведения и взаимоотношений, чтение рассказов, содержащих нравственную оценку.
  2. В обеспечении эффективного процесса подготовки детей к обучению, в том числе и в процессе речевого развития детей, важна пози­ция педагога в общении с детьми — позиция партнера, понимающего ре­бенка и уважающего его личность.
  3. Процесс развития речевого общения является фоном и источ­ником формирования мотивационной готовности ребенка к систематиче­скому обучению.

Любое обучение речевым умениям предусматривает взаимодействие ребенка со сверстниками. В исследованиях Р. И. Деревянко, А. Н. Рейн- стейн выявлено, что в общении старших дошкольников со сверстниками преобладают деловые мотивы.

Ученые (Э. М. Истомин, С. Н. Карпова, А. М. Леушина и другие) ус­тановили, что дети дошкольного возраста способны ориентироваться в коммуникативной ситуации и отбирать речевые средства. Так, в работе С. Н. Карповой и М. А. Степановой, отслеживающих взаимосвязь речевых высказываний от ситуации передачи текста, отмечается, что в передаче текста сверстникам, не знакомым с текстом, дети стараются делать выска­зывание максимально точным, понятным [82].

Как известно, по психологической ориентации на адресата выделя­ют три основных вида речевого общения (А. А. Леонтьев):

  • личносто-ориентированное на партнера по общению;
  • групповое предметно-ориентированное, связанное с потребностями взаимодействия в продуктивной деятельности;
  • социально-ориентированные [103].

Для определения мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать и результаты исследований, направленных на выявление педагогических условий возникновения у дошкольников ин­тереса к разнообразным видам деятельности (В. Н. Андреева, Л. Н. Вах- рушева, Р. И. Капустина и другие). Это связано с тем, что интерес может рассматриваться как один из мотивов деятельности, вызывающий потреб­ность в ее освоении. В исследованиях было доказано, что в старшем до­школьном возрасте можно сформировать достаточно устойчивый интерес к деятельности, если обеспечить:

  • положительное эмоциональное отношение к предметам и видам дея­тельности;
  • осознание детьми данной деятельности;
  • наличие у детей необходимого запаса знаний и умений;
  • активную деятельность ребенка и его активную позицию в обучении;
  • интеграцию разнообразных видов занятий с учетом индивидуальных способностей;
  • взаимосвязь различных занятий и детской самостоятельной деятельно­сти;
  • сотруднические взаимоотношения между педагогом и детьми;
  • интерес самого педагога к данному виду деятельности.

Перечисленные условия способствуют возникновению у детей инте­реса к деятельности за счет развития ее внутренних мотивов и их осозна­ния ребенком.

В этой связи представляют интерес исследования, в которых про­сматривается взаимосвязь развития познавательных мотивов и речевых умений детей. Так, Н. В. Сергеева подтвердила, что на учебном материале, отобранном с учетом интересов детей, эффективнее протекает формиро­вание речевых умений у детей. Ею прослежена и обратная зависимость: именно высокий уровень речевого развития стимулирует развитие позна­вательных интересов, поэтому у детей с низким уровнем развития речи интересы не устойчивы, либо отсутствуют.

Условия, побуждающие детей к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, способствующие возникновению познава­тельных мотивов речевой деятельности, изучались Д. А. Исмаиловой.

К ним автором отнесены:

  • индивидуальная работа по микропрограммам, составленным с учетом индивидуальных интересов детей;
  • постановка доминирующей цели в жизни группы, вовлечение де­тей в коллективную деятельность и обогащение общими переживаниями;
  • обеспечение предметной опоры для содержательного общения: книги, игрушки, картины, видеофрагменты;
  • организация поэтапного обучения способам общения.

Реализация данных условий способствовала развитию познаватель­ных мотивов, желанию делиться своими впечатлениями, мыслями, увели­чению количества вопросов детей к педагогу по содержанию материала [75].

В результате изучения взаимосвязи развития познавательных моти­вов и речи детей были определены значения осознания детьми этих моти­вов и способы их актуализации в процессе общения. Эти способы, на наш взгляд, обладают высоким развивающим и мотивообразующим потенциа­лом.

Исследователями разработаны программы достижений ребенка, обоснованы необходимость построения начальных этапов обучения на ос­нове игры и постепенного перехода к использованию учебных моментов.

И. Б. Козина уточнила, что применение фрагментов занятий, по­строенных «как урок» возможно и эффективно только в случае сформиро­ванного устойчивого интереса к школе у детей [85].

Интересные данные о мотивационном компоненте речи детей в учебных ситуациях получены в исследованиях, посвященных изучению специфики обучения речевым умениям детей в условиях школьного обу­чения (А. С. Зимульдинова, Т. А. Ладыженская, В. Н. Полосухина и другие).

Исследователями обоснована необходимость взаимосвязи содержа­тельного, операционного и мотивационного компонентов обучения речи в реализации поставленной цели. Выделена функция мотивационного ком­понента, заключающаяся в создании эмоционально-положительного лич- ностно-значимого отношения к создаваемым детьми текстом через стиму­лирование чувств удивления, интереса, увлеченности и удовлетворения результатами деятельности.

Определены функциональные особенности коммуникативных си­туаций, эффективных в обучении «шестилеток»:

  • пограничный характер ситуаций в системе «игра — учебный процесс»;
  • высокие потенциальные методические возможности актуальных средств обучения, задающих все компоненты коммуникации;
  • обеспечение творческой речевой работы над текстовой основой ситуа­ции.

Анализ педагогических исследований по изучаемой проблеме по­зволяет сформулировать основные положения, характеризующие совре­менные научные представления о способах педагогического воздействия на мотивационный компонент речевой деятельности детей в процессе подготовки к обучению в школе:

  1. Становление методики развития речи способствовало выявлению возможности и целесообразности прямого воздействия на мотивы речи детей дошкольного возраста через специальные занятия, актуализирую­щие познавательную активность детей, обеспечивающие успешность под­готовки детей к дальнейшему обучению в школе
  2. Успешность школьного обучения детерминирована иерархией мотивов с доминантой на социальные, личностно-значимые и учебно- познавательные мотивы, а также полимотивированностью познавательной деятельности детей.
  3. В теории и методике дошкольного образования доказана продук­тивность коммуникативного подхода к обучению детей.

Но многочисленные, порой противоречивые друг другу рекоменда­ции, касающиеся педагогического воздействия на мотивационную сторо­ну речевой деятельности, не рассматривались специально в аспекте моти- вационной готовности детей к школьному обучению.

  1. В современной практике дошкольных учреждений нередко управление мотивационной стороны деятельности детей имеет бессистем­ный (случайный) характер, что снижает познавательный и креативный по­тенциал будущих школьников, создает предпосылки для так называемого «мотивационного вакуума» при обучении в школе.

Вышеизложенное определило исследовательский интерес к содер­жанию процесса формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению, поиск способов, приемов и механизмов педагогического со­провождения.

Дошкольное детство с его сензитивностью, открытостью в постиже­нии мира является базой для формирования у маленького человека моти­вационной готовности к обучению.

Выводы:

  1. Проблема формирования мотивационной готовности детей к обу­чению в школе наиболее актуальна на современном этапе, решение кото­рой позволяет успешно решать вопрос обеспечения равных возможностей ребенка в получении качественного образования.
  2. Ведущими мотивами детей старшего дошкольного возраста явля­ются социальные мотивы и познавательные мотивы. Познавательные мо­тивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятель­ными мотивами действий ребенка, направляющими его поведение и на познавательную активность.
  3. Управление мотивационной стороны деятельности детей предпо­лагает соблюдение ряда условий: опору на значимые отношения дошко­льника, его потребности, ведущие мотивы; демократическим стилем об­щения ребенка со взрослыми; адекватной цели организацией деятельности детей дошкольного возраста.
  4. Индикаторами мотивационной готовности детей к школьному обучению являются:
  • иерархия мотивов с доминантой на социальные и познавательные мотивы;
  • полимотивированность познавательной деятельности детей.
    1. Показателями мотивационной готовности к систематическому обучению служат:
  • обретение дошкольником «внутренней позиции школьника»;
  • сформированность познавательной активности и познавательного интереса.

Поскольку мотивацией определяется не только возникновение и на­правление деятельности, а также ее способы и результаты, то исключи­тельно важным представляется целенаправленное управление взрослыми (педагогами и родителями) процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечи­вающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе.