КЧГУ
К настоящему времени проведено большое количество психологических исследований, посвященных выявлению особенностей мотивации и способов формирования в разные возрастные периоды. Однако до сих пор в науке есть немало разногласий и противоречий в характеристике мотивации, что может быть объяснено сложностью самого явления.
Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.
Стимулы могут быть физическими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы.
Индикаторами мотивационной готовности будет являться такая иерархия мотивов, в которой доминирующее положение занимают социальные и учебно-познавательные мотивы. Согласно исследованиям, проведенным под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, формирование познавательной деятельности, направленной и побуждаемой познавательной задачей, начинается именно в дошкольном возрасте. Деятельность рассматривается ими как единство сознательного (внутреннего) и исполнительного (внешнего) побуждения. Соответственно, психологическое строение всякой человеческой деятельности (в том числе и познавательной) включает следующие компоненты: потребности — мотив — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними — действия (операции). Большинство исследователей считают, что в основе деятельности субъекта в целом находятся его потребности, т. е. именно потребность побуждает человека к деятельности.
Одной из характерных для человека является познавательная потребность, проявляющаяся в познавательных интересах, которые могут быть ситуативными, случайными или длительными, устойчивыми. Познавательная потребность всегда предполагает достижение ценного результата, однако для личности важен не только сам по себе результат познания как таковой, но и сам познавательный процесс (Н. И. Ганашенко, В. С. Юркевич и др.).
В конце дошкольного возраста у детей появляется качественно новый, своеобразный уровень развития познавательной потребности, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам. С достижением этого уровня развития познавательного интереса и связана мотивационная готовность детей к школьному обучению. В связи с этим выделяются признаки познавательного интереса:
- Эмоционально-познавательное переживание в процессе деятельности;
- Эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности;
- Эмоционально-познавательная мотивированная направленность личности ребенка.
Дошкольное детство с его сензитивностью, открытостью в постижении мира является базой для формирования у маленького человека мотивационной готовности к обучению.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общей показал, что исследователи тесным образов связывают формирование мотивационного компонента как готовности к обучению, так и предпосылок учебной деятельности дошкольников с развитием речевых умений.
Речевое общение является потенциальным компонентом любой деятельности: как умственной, так и предметно-практической.
Понимание речевой деятельности как частного случая общения характерно для современных исследований, проводимых в русле коммуникативного подхода в обучении детей (В. И. Капинос, А. А. Леонтьев, М. Р. Львов, Б. И. Пассов и другие). Мнения ученых совпадают в том, что коммуникативный подход является наиболее эффективным, т. к. формирует гибкость речевых умений, возможность их переноса в разнообразные жизненные ситуации. Положение о взаимодействии коммуникативной и когнитивной функции речи, на наш взгляд, является основополагающим для организации речевой деятельности детей в дошкольном обучении. Опираясь на данное положение, можно выделить коммуникативные (социальные) и когнитивные (познавательные) мотивы усвоения речи в качестве равнозначных мотивационных тенденций, которые необходимо актуализировать в общении. В аспекте проблемы мотивационной готовности детей к школьному обучению это означает, что, с одной стороны, следует активизировать познавательную деятельность дошкольников по обнаружению закономерностей языка и речи. С другой — нужно вызывать и поддерживать подлинное общение детей со сверстниками и взрослыми в обучении, обеспечивать значимость результатов овладения речевыми умениями не только для успешной учебной деятельности, но и для повседневной жизни.
Другим фундаментальным положением, составляющим теоретическую базу коммуникативного подхода к организации обучения является разработанное отечественной психолингвистикой понятие о трехфазной структуре любого акта деятельности:
- этап ориентировки и планирования;
- этап исполнения;
- этап контроля (Т. В. Ахутина, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и другие).
Мотивационный компонент функционирует на первом этапе речевой деятельности. Мотивация этими учеными рассматривается как центральный психологический механизм порождения речевого высказывания. В ситуациях коммуникативного взаимодействия детей наиболее характерные особенности мотивации отражаются в мотивах речевой деятельности.
Исследования М. И. Лисиной показали, что у детей дошкольного возраста в общении со взрослыми проявляются 3 вида мотивов: деловые, познавательные и личностные. Они, как правило, взаимосвязаны, но на разных этапах доминируют разные мотивы. В младшем дошкольном возрасте ведущими являются деловые мотивы, затем познавательные, в старшем возрасте — социальные и личностные. Социальные мотивы формируются в результате выделения ребенком таких качеств партнера- взрослого, как способность к принятию, поддержке. Развитие социальных мотивов в общении старших дошкольников с взрослыми способствует повышению качества речевых высказываний. Дети начинают употреблять достаточное количество сложных предложений, а так же прилагательных, определяющих эстетические и этические свойства персонажей, их физическое и нравственное состояние [105].
Анализ результатов исследований речевого общения позволяет сформулировать следующие выводы:
- В обучении речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста наиболее важным является развитие личностных (социальных) мотивов речевого общения. Реализация этого направления предусматривает использование разнообразных форм взаимодействия детей со взрослыми (например, разговоры о событиях повседневной жизни дошкольников, обсуждение эталонов человеческого поведения и взаимоотношений, чтение рассказов, содержащих нравственную оценку.
- В обеспечении эффективного процесса подготовки детей к обучению, в том числе и в процессе речевого развития детей, важна позиция педагога в общении с детьми — позиция партнера, понимающего ребенка и уважающего его личность.
- Процесс развития речевого общения является фоном и источником формирования мотивационной готовности ребенка к систематическому обучению.
Любое обучение речевым умениям предусматривает взаимодействие ребенка со сверстниками. В исследованиях Р. И. Деревянко, А. Н. Рейн- стейн выявлено, что в общении старших дошкольников со сверстниками преобладают деловые мотивы.
Ученые (Э. М. Истомин, С. Н. Карпова, А. М. Леушина и другие) установили, что дети дошкольного возраста способны ориентироваться в коммуникативной ситуации и отбирать речевые средства. Так, в работе С. Н. Карповой и М. А. Степановой, отслеживающих взаимосвязь речевых высказываний от ситуации передачи текста, отмечается, что в передаче текста сверстникам, не знакомым с текстом, дети стараются делать высказывание максимально точным, понятным [82].
Как известно, по психологической ориентации на адресата выделяют три основных вида речевого общения (А. А. Леонтьев):
- личносто-ориентированное на партнера по общению;
- групповое предметно-ориентированное, связанное с потребностями взаимодействия в продуктивной деятельности;
- социально-ориентированные [103].
Для определения мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать и результаты исследований, направленных на выявление педагогических условий возникновения у дошкольников интереса к разнообразным видам деятельности (В. Н. Андреева, Л. Н. Вах- рушева, Р. И. Капустина и другие). Это связано с тем, что интерес может рассматриваться как один из мотивов деятельности, вызывающий потребность в ее освоении. В исследованиях было доказано, что в старшем дошкольном возрасте можно сформировать достаточно устойчивый интерес к деятельности, если обеспечить:
- положительное эмоциональное отношение к предметам и видам деятельности;
- осознание детьми данной деятельности;
- наличие у детей необходимого запаса знаний и умений;
- активную деятельность ребенка и его активную позицию в обучении;
- интеграцию разнообразных видов занятий с учетом индивидуальных способностей;
- взаимосвязь различных занятий и детской самостоятельной деятельности;
- сотруднические взаимоотношения между педагогом и детьми;
- интерес самого педагога к данному виду деятельности.
Перечисленные условия способствуют возникновению у детей интереса к деятельности за счет развития ее внутренних мотивов и их осознания ребенком.
В этой связи представляют интерес исследования, в которых просматривается взаимосвязь развития познавательных мотивов и речевых умений детей. Так, Н. В. Сергеева подтвердила, что на учебном материале, отобранном с учетом интересов детей, эффективнее протекает формирование речевых умений у детей. Ею прослежена и обратная зависимость: именно высокий уровень речевого развития стимулирует развитие познавательных интересов, поэтому у детей с низким уровнем развития речи интересы не устойчивы, либо отсутствуют.
Условия, побуждающие детей к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, способствующие возникновению познавательных мотивов речевой деятельности, изучались Д. А. Исмаиловой.
К ним автором отнесены:
- индивидуальная работа по микропрограммам, составленным с учетом индивидуальных интересов детей;
- постановка доминирующей цели в жизни группы, вовлечение детей в коллективную деятельность и обогащение общими переживаниями;
- обеспечение предметной опоры для содержательного общения: книги, игрушки, картины, видеофрагменты;
- организация поэтапного обучения способам общения.
Реализация данных условий способствовала развитию познавательных мотивов, желанию делиться своими впечатлениями, мыслями, увеличению количества вопросов детей к педагогу по содержанию материала [75].
В результате изучения взаимосвязи развития познавательных мотивов и речи детей были определены значения осознания детьми этих мотивов и способы их актуализации в процессе общения. Эти способы, на наш взгляд, обладают высоким развивающим и мотивообразующим потенциалом.
Исследователями разработаны программы достижений ребенка, обоснованы необходимость построения начальных этапов обучения на основе игры и постепенного перехода к использованию учебных моментов.
И. Б. Козина уточнила, что применение фрагментов занятий, построенных «как урок» возможно и эффективно только в случае сформированного устойчивого интереса к школе у детей [85].
Интересные данные о мотивационном компоненте речи детей в учебных ситуациях получены в исследованиях, посвященных изучению специфики обучения речевым умениям детей в условиях школьного обучения (А. С. Зимульдинова, Т. А. Ладыженская, В. Н. Полосухина и другие).
Исследователями обоснована необходимость взаимосвязи содержательного, операционного и мотивационного компонентов обучения речи в реализации поставленной цели. Выделена функция мотивационного компонента, заключающаяся в создании эмоционально-положительного лич- ностно-значимого отношения к создаваемым детьми текстом через стимулирование чувств удивления, интереса, увлеченности и удовлетворения результатами деятельности.
Определены функциональные особенности коммуникативных ситуаций, эффективных в обучении «шестилеток»:
- пограничный характер ситуаций в системе «игра — учебный процесс»;
- высокие потенциальные методические возможности актуальных средств обучения, задающих все компоненты коммуникации;
- обеспечение творческой речевой работы над текстовой основой ситуации.
Анализ педагогических исследований по изучаемой проблеме позволяет сформулировать основные положения, характеризующие современные научные представления о способах педагогического воздействия на мотивационный компонент речевой деятельности детей в процессе подготовки к обучению в школе:
- Становление методики развития речи способствовало выявлению возможности и целесообразности прямого воздействия на мотивы речи детей дошкольного возраста через специальные занятия, актуализирующие познавательную активность детей, обеспечивающие успешность подготовки детей к дальнейшему обучению в школе
- Успешность школьного обучения детерминирована иерархией мотивов с доминантой на социальные, личностно-значимые и учебно- познавательные мотивы, а также полимотивированностью познавательной деятельности детей.
- В теории и методике дошкольного образования доказана продуктивность коммуникативного подхода к обучению детей.
Но многочисленные, порой противоречивые друг другу рекомендации, касающиеся педагогического воздействия на мотивационную сторону речевой деятельности, не рассматривались специально в аспекте моти- вационной готовности детей к школьному обучению.
- В современной практике дошкольных учреждений нередко управление мотивационной стороны деятельности детей имеет бессистемный (случайный) характер, что снижает познавательный и креативный потенциал будущих школьников, создает предпосылки для так называемого «мотивационного вакуума» при обучении в школе.
Вышеизложенное определило исследовательский интерес к содержанию процесса формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению, поиск способов, приемов и механизмов педагогического сопровождения.
Дошкольное детство с его сензитивностью, открытостью в постижении мира является базой для формирования у маленького человека мотивационной готовности к обучению.
Выводы:
- Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе, решение которой позволяет успешно решать вопрос обеспечения равных возможностей ребенка в получении качественного образования.
- Ведущими мотивами детей старшего дошкольного возраста являются социальные мотивы и познавательные мотивы. Познавательные мотивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятельными мотивами действий ребенка, направляющими его поведение и на познавательную активность.
- Управление мотивационной стороны деятельности детей предполагает соблюдение ряда условий: опору на значимые отношения дошкольника, его потребности, ведущие мотивы; демократическим стилем общения ребенка со взрослыми; адекватной цели организацией деятельности детей дошкольного возраста.
- Индикаторами мотивационной готовности детей к школьному обучению являются:
- иерархия мотивов с доминантой на социальные и познавательные мотивы;
- полимотивированность познавательной деятельности детей.
- Показателями мотивационной готовности к систематическому обучению служат:
- обретение дошкольником «внутренней позиции школьника»;
- сформированность познавательной активности и познавательного интереса.
Поскольку мотивацией определяется не только возникновение и направление деятельности, а также ее способы и результаты, то исключительно важным представляется целенаправленное управление взрослыми (педагогами и родителями) процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечивающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе.
Свежие комментарии