КЧГУ

 Недолгим, но сложным был жизненный путь С.Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», – с грустью признавался поэт.

Есенин   никогда не изменял  одной привязанности – любви к Родине. «Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин.

Этим огромным чувством проникнуто все творчество поэта.

Есенин не оставил после себя подробных жизнеописаний, он просто сказал в заметке «О себе»: « Что касается остальных автобиографических сведений, – они в моих стихах». В стихах заключена жизнь поэта, его думы и переживания, радости и сомнения, весь Есенин.

Стихи мои

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

Любовь к родной природе – великое чувство. Сергей Есенин не был детским писателем, но некоторые его произведения вошли вкруг детского чтения. С одухотворением природы связаны все его воспоминания о раннем детстве. И это является одним из распространенных приемов в творчестве Есенина.

Есенин не мог представить человека вне природы. Это одна из  характернейших особенностей его поэтического мироощущения. Поэт одновременно раскрывал внутренний мир героя, заставляя детей почувствовать дыхание природы, различные её оттенки, многообразие красок, красоту.

На материале творческого наследия особенно таких его стихотворений, как «Поет зима – аукает», «Белая береза», «задремали звезды золотые», «Лебедушка», и др. можно построить эффективную методику по экологическому воспитанию.

В наше время каждый день приносит что-то новое. Совсем недавно вошли в нашу речь, в наше сознание, в систему образования понятия «экология», «экологическая культура».

Под экологическим сознанием мы понимаем такой набор психологических    функций,    которые    формируют    природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействия с природой в систему социально-значимых отношений.

Экологическо-воспитательная работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа и жизненного опыта детей, оказывается недостаточно эффективной. В условиях современных экологических, социально-политических и культурных преобразований в России начало XXI века, одним из направлений гуманизации и демократизации образования является его экологизация.

В настоящее время, одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.

Младшим школьникам необходимо помочь осознать достоинства планеты Земля как общий дом, среды обитания всех живых организмов.

Любовь к природе начинается с любви и почитания своих родителей, дома, родного горда, страны, родных просторов.

Рассматривая младший школьный возраст как самый ценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребенка от «Я и природа» до «Я-природа» и идет формирование ценностного отношения к окружающему миру, собственного жизненного опыта по взаимодействию с ним.

В настоящее время экологическая катастрофа перестала быть чем-то призрачным, отдаленным в пространстве и времени. Это – горькая реальность. Но до сих пор экологические проблемы мыслятся людьми как нечто постороннее, внешнее, по отношению к ним, а не так то, что заключено в них самих.

Начальная школа должна воссоздать в каждом поколении его философию, широкий и творческий взгляд на мир, экологическое воспитание и культуру у младших школьников.

Таким образом, повышение эффективности работы учителя по экологическому воспитанию в учебно-воспитательном процессе идущего в русле формирования общечеловеческих ценностей, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определенного воспитания в детстве. Убедительные слова В.А.Сухомлинского: «к тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские году не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность.

Наиболее распространенным символом в устной поэзии являются калина, рябина, черемуха, ивушка, осина, береза, кукушка, сокол, соловей или соловушка, орел, ворон, гуси, лебеди, голубь и голубка, полынь, крапива, венок, река, заря, ясный месяц, красное солнышко, чистые звезды и т.д. Некоторые символы настолько любимы  С.Есениным, что проходят почти через всю его ширину («береза», «клен», «осень», «задремали звезды золотые», «Лебедушка» и т.д.).

Стихотворения С.Есенина имеет большое значение и разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой.

В стихах Есенин, как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, отбросьте повседневную «суету сует», посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, голос речной волны, послушайте шелест луговых трав, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо…

В наши дни свой подлинный смысл обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие… Стихи Есенина – человечные, добрые – открывают свои, светлые глубины.

Стихотворение Есенина – при всей его насыщенности «диалектикой души» – изобилует «земными» образами, выписанными ярко и сочно, офоричным языком и редким проникновением в жизнь природы: «все пройдет, как с белых яблонь дым», «золото увяданья», «страна березового ситца» и т.п. Содержание стихотворения предельно конкретно и в то же время условно.

Суть стихотворения – благодарственная песнь, благословения всего сущего.

Большую роль в стихотворении Есенина играет цвет. Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («Синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде», «солнца отруганные дранки запорашивают синь и т.п.), создают атмосферу светлой радости бытия («Вечером синим, вечером лунным», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности и любви) «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой» и т.п.).

Природа у Есенина многоцветна. Выразительны эпитеты, которыми поэт пользуется мастерски и смело:

Синий туман.

Снеговое раздолье

Тонкий лимонный лунный свет…

В начальных классах необходимо обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях природы.

В решение задач экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней, начиная с детского сада, что позволяет осуществлять непрерывное экологическое воспитание. Через все творчество С.Есенина проходит чувство любви к зверям, птицам, домашним животным, собакам. Есенин наделяет их почти человеческими чувствами. «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове», -писал поэт.

«Сколько доброты в иных стихах Есенина! Кто ещё может так, как он писать о животных…» – пишет Лев Никулин в заметке «Памяти Есенина».

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит…

Поэт любит все живое. В «Сорокоусте» содержится целая декларация в защиту животных.

Корова

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Был её выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думают грустную думу

О белоногом телке…

Гармоничное единство человеческой души с Миром – вот что определяет лучшие творения Есенина. Мотив, который навеян народной философией жизни и самобытно запечатлен в проникновенных стихах великого народного поэта. А кто ещё может так, как Сергей Есенин любить природу. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Мир человека и мир природы в стихотворении Есенина единый и неделимый.

Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней приносит обществу непоправимый моральный урон и нравственный ущерб. Поэтому-то Есенин столь открыто бескомпромиссно встает в стихах на защиту природы.

Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

Проблема экологического воспитания накладывает свой отпечаток на наши мысли, чувство, образ действия. Все мы – дети своего времени. Важно только, каким бы тяжелым, а порой трагическим ни было твое время, памятуя о вечном движении, видеть из своего времени с надеждой и верой день завтрашний.

Сколько светлой надежды и веры в будущее России в стихах Сергея Есенина, сколько в них человеколюбия и милосердия к людям. Они предельно современны. Появляется такое чувство, что они написаны в наши дни, когда с космических высот, в голубом ореоле, особенно прекрасной видится Земля и когда реальная угроза термоядерной и экологической катастроф, возможной гибели человечества объединяет всех людей доброй воли…

Сохранить природу, – значит сохранить среду жизни и самого человека, и нет сейчас задачи наряду с борьбой за мир на планете более важной, необходимой и благородной, чем охрана природы.

 

Литература

 

  1. Жуковский р.И. родной край. -М.: Просвещение, 1981.
  2. Захаров А.Н. Эволюция образной системы С.Есенина. М., 1972.
  3. Зверев И.Д. «Экология в школьном обучении», М., Знание, 1980.

 

Науч.руководитель  доц.Аргуянова Ф.К.

Login