КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современных образовательных учреждений различного уровня [29,с. 5]. Итогом деятельности по усовершенствованию образовательного процесса в Российской Федерации стало введение в действие обязательных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех типов учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и для дошкольного образования.

ФГОС дошкольного образования разработаны на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В основе заложенных принципов важное место занимает необходимость «формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [53].

Специфика системы современного образования проявляется в том, что любое образовательное учреждение должно быть способно не только вооружать знаниями своего воспитанника, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать у них потребность в самостоятельном непрерывном овладении ими. Именно поэтому на первый план выступает задача реализации принципа активности в учении: создание оптимально направленных условий для выявления и развития способностей обучающихся, удовлетворения их интересов и потребностей, развития учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности [27].

Проблема развития познавательной активности – одна из приоритетных задач в педагогике. К ней обращаются психологи, педагоги и даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема [27].

Познавательная активность при этом, как правило, определяется как динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей (И.Я Лернер, Р.А. Низамов, И.Ф. Харламов и др.).

Актуальность исследования заключается в том, что Федеральные государственные образовательные стандарты введены в действие недавно, и крайне необходимо изучить проблему развития познавательной активности дошкольников в новых условиях реализации требований ФГОС. При этом в стандарте дошкольного образования обозначено следующее, важно:

–              построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

–              содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

–              поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [53, с. 2].

При этом в тексте ФГОС уточняются психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации образовательной Программы, среди которых называются:

–              построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

–              поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

–              возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения [53, с.14-15].

Сложившаяся же реальная практика образовательной деятельности ДОУ (ДОО) далеко не всегда согласуется с требованиями ФГОС. Воспитатель на проводимых строго по расписанию занятиях по определённым предметам знакомит дошкольников с изучаемой темой в процессе беседы. По мнению большинства педагогов, родителей, да и руководителей разного ранга, именно в результате подобных действий и обеспечивается готовность к школе. При этом самостоятельная деятельность детей вне сетки занятий рассматривается в лучшем случае как способ закрепления нового материала, а чаще – как просто свободная деятельность, никого ни к чему не обязывающая [11, с.72].

Таким образом, проблема исследования определяется противоречием между требованиями ФГОС дошкольного образования к развитию познавательной активности каждого ребенка согласно его личным возможностям и потребностям с помощью экспериментирования и необходимостью реализации               образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Степень разработанности проблемы выглядит следующим образом. В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития познавательной активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его познавательной активности.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Наш дом – природа», «Детское экспериментирование», «Ребенок в мире поиска») [29, с.4].

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора               темы нашего

исследования: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Объект                исследования:                познавательная активность старших дошкольников.

Предмет исследования: экспериментирование как способ развития

познавательной активности старших дошкольников.

Цель исследования: разработать, теоретически        обосновать и

апробировать систему занятий для старших дошкольников, основанную на экспериментировании и направленную на развитие их познавательной активности.

Гипотеза: развитие познавательной активности старших дошкольников будет эффективной, если:

–              в образовательный процесс старшей подготовительной группы ДОУ включить элементы опытно-экспериментальной деятельности, определяющиеся планируемыми образовательными             результатами в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

–              создать предметно-пространственную среду для организации опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников, соответствующую требованиям ФГОС ДО.

Задачи исследования:

1)            проанализировать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;

2)            исследовать структуру и особенности развития познавательной активности старших дошкольников;

3)            изучить требования ФГОС дошкольного образования к образовательным результатам в области развития познавательной активности старших дошкольников и определить направления психолого¬педагогической работы по развитию познавательной активности старших дошкольников;

4)            разработать систему занятий по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие их познавательной активности в условиях реализации требований ФГОС ДО;

5)            разработать дидактическое обеспечение организации опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста ;

6)            провести апробацию системы занятий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Используемые в работе методы:

–              теоретические (понятийно – терминологический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, изучение опыта педагогов по работе с проблемами развития познавательной деятельности дошкольников в условиях реализации требований ФГОС и т.д.);

–              эмпирические.

–              статистические и математические методы исследования.

Практическая значимость материалы и результаты данного исследования могут применяться в практике работы воспитателей, психологов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна