КЧГУ им.У.Д. Алиева

Составление учебно-методических пособий регламентировано определенными требованиями к структуре и содержанию учебного пособия. Существуют установленные правила, которые могут является критериями экспертной оценки создаваемой рукописи учебного пособия. Общие требования к составлению подобной документации закреплены в нормативном документе  ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», этот документ принят в 2003 году и используется во всех странах СНГ.

В этом документе дается понятие учебное- методического пособия как объекта издательской деятельности. Такой вид издания является учебно-теоретическим изданием, официально утвержденным в качестве данного вида издания, его содержание соответствует учебной программе, частично или полностью заменяет  или дополняет учебник по дисциплине. Каждый раздел учебного пособия сопровождается контрольными вопросами и/или заданиями обучающего характера, призванными помочь в освоении знаний по дисциплине. Обычно учебное пособие выпускается как дополнение к учебнику.

Однако учебное пособие может − временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения ГОС/ФГОС и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента. Так происходит в случае, когда утвержденный и рекомендованный Министерством образования учебник еще не создан, либо дисциплина  являться основным учебным изданием, и относится к региональному компоненту, либо компоненту по выбору, а иногда факультативному компоненту.

Поскольку пособие создать проще и быстрее, чем официальный учебник, то в него обычно включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Однако требования к подаче материала остаются прежними, он должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать так же спорные (проблемные) вопросы, демонстрирующие разные, а иногда противоречащие друг другу точки зрения.

В документе четко определяется форма и структурные элементы содержания учебно-методических пособий. Регламентируется структуры содержания введения, основной части, всех тематических разделов, последовательность изложения информативного материала, заключения, прописаны требования к оформлению справочно-библиографического материала. Оформление рукописи должно соответствовать пунктам, изложенным в другом документе стандарте КБИБ. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем учебных изданий выражается в авторских листах (1 авторский лист – 40 000 знаков с пробелами). Кроме того приводятся требования к составлению рецензии. В них указывается, что рецензия должна давать объективную оценку рукописи, анализ ее достоинств и недостатков, рекомендации по использованию в учебном процессе. Рецензия должна состоять из трех частей: − общей части; − постраничного разбора с конкретными замечаниями и заключения где дан обоснованный вывод о целесообразности издания рецензируемого пособия. Поэтапно прописаны реквизиты рецензии для установления ее достоверности, описано оформление индивидуальной и коллективной рецензии.

В документе ГОСТ 7.60–2003 определены виды вузовских учебных изданий в зависимости от целевого назначения подразделяются на:

  • учебно-программные,
  • учебно-теоретические,
  • учебно-практические,
  • учебно-методические.

Вузовские учебно-методические материалы могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены на сайтах института. Не зависимо от места их размещения все учебные материалы должны полностью соответствовать по содержанию и структуре заявленному виду издания.

Документ так же регламентирует перечень учебно-программных изданий, их состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного курса или учебного заведения.

Учебно-программное издание может содержать методические рекомендации по отдельным видам предусмотренных в издании работ. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются:

  • учебный план,
  • учебная программа,
  • программа практики,
  • программа государственного экзамена.

Объем учебно-программного издания составляет не менее 1 авторского (учетного издательского) листа.

Строго регламентированы и учебно-теоретическое издание – учебное издание, содержащее систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.

Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются: учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций. Объем учебно-теоретического издания определяется как 0,25 авторского (учетно- издательского) листа на 1 час лекционных занятий. Объем издания, претендующего на получение грифа УМО, МОН, должен составлять не менее 5 авторских (учетно-издательских) листов. Учебники создаются для дисциплин федерального компонента, и утверждается в качестве учебника Министерством Образования России через процедуру присвоения соответствующего грифа. По отношению к учебной дисциплине учебник является базовым изданием, а все другие либо конкретизируют, либо дополняют, либо развивают те положения, которые в него включены. Другими словами, учебник – это ядро, вокруг которого формируется комплекс учебных изданий. В учебнике должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта ВПО. В учебнике должен содержаться не только набор знаний, он обязан раскрывать способы их получения.