В широком смысле цель социально-педагогической деятельно­сти — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специ­ально подготовленной и планомерно проведенной системы дей­ствий специалистов. В узком смысле цель профессиональной де­ятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, со­здание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; со­гласованности целей при организации взаимодействия детей, ро­дителей, педагогов, специалистов различного профиля на конк­ретном этапе работы.

Социальный педагог в школе – это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Школьный социальный педагог:

– изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит своеобразный «социально-педагогический диагноз»;

– организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе;

– учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности;

– обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи. В зависимости от конкретных условий микросоциума, в котором находится школа, администрация конкретизирует функции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по вопросам социальной защиты, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, психологов и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм их взаимодействия с социальными педагогами.

В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:

-содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;

– организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;

– оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;

– представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;

– проведение работы только в рамках своей компетентности.

Социальный педагог имеет следующие права:

– представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;

– собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования; – делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;

– вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.

Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Документация, формы учета его деятельности, как правило, ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей; перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.

Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы. Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога.

Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты:

– материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков;

– центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования; – возможные очаги негативного влияния на них; – взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей);

– состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);

– детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; виды отклонений поведения; число правонарушителей, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических средств; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, нарушениями нервно-психического здоровья; несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой.

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону методов его работы.

Можно выделить следующие основные методы и направления работы:

– изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

– выявление детей группы риска;

– осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

– осуществление правового просвещения учащихся;

– разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

– взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

– взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

– профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

– взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

– участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях и формах работы школьного социального педагога.

Профилактика правонарушений среди учащихся. Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением. Это направление связано с такими формами деятельности, как:

– учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.)

– тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;

– индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – с психиатром, невропатологом, наркологом);

– включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

– привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

– установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

– посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок; – организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

– совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе: 1. Правовое воспитание родителей:

– знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

– взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

  1. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).
  2. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы. Работа с педагогическим коллективом школы.

Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

Профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснить социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

 

Литература

  1. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 99-102.
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.:Гардарики, 2006.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: М.: Владос, 2007. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.