МТ имени казачьего генерала С.С.Николаева г.Михайловск

        Аннотация: 1917-конец 1920-х годов – период, когда в образовательной политике советского правительства наметилось два направления. С одной стороны, курс, взятый на ликвидацию безграмотности, положительно сказывался на просветительскую и культурную жизнь общества в целом. Рост учебных заведений, демократичная политика при принятии на учебу, а также стремление самих народных масс к просвещению привело к тому, что за небольшой, сравнительно, промежуток времени число безграмотного населения страны резко снизилось. С другой же стороны, если говорить о конкретно поставленной проблеме, а именно преподавания истории и исторической науке, то здесь, следует сделать вывод о том, что представление истории, как идеологической противницы взятой советским правительством на вооружение марксистской идеологии, привело к отрицательным результатам: замене истории в учебных программах другими дисциплинами, такими, например, как обществоведение, и, практически, исчезновении исторической науки из системы высшего образования.

Ключевые слова: образование, культурная революция, реформы, история.

История отечественного образования в советский период развива­лась крайне драматично и противоречиво. В ней прослежива­ются несколько крупных этапов, в основном совпадающие с важными периодами в развитии страны. В.И. Ленин видел в социалистической революции возмож­ность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Скачок в культурном отношении, или куль­турная революция, включала широкий комплекс задач социа­листического и коммунистического строительства в области культуры. Школам и вузам отводилась решающая роль не только в культурных преобразованиях, но и как образовательным институтам и инструментам коммунистического воспитания. Известны слова В.И. Лени­на, сказанные им на первом съезде работников просвещения: «Победу революции может закрепить только школа… Воспи­танием  будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советс­кой власти», — говорилось в документах Восьмого съезда Рос­сийской коммунистической партии в 1918 г.

Во главе организации советской системы школьного образования были поставлены видные деятели РКП(б): Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покров­ский. А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г. Они проводили в жизнь боль­шевистские реформы школы в рамках коммунистичес­кого воспитания молодежи.

Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение суще­ствующей системы образования: уничтожались прежние струк­туры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было зап­рещено преподавание древних языков и религии. Пути формирования новой школы определялись в докумен­тах, принятых в октябре 1918 г.: — «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация).

В качестве первоочередной задачи, входящей в комплекс мер культурного строительства, Советской властью провозг­лашалась борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населе­ния РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обяза­но было обучаться грамоте на родном или русском языке. Однако в годы гражданской войны эту работу развернуть не удалось.

В 1920 г. при Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская чрезвычайная комис­сия по ликвидации безграмотности, просуществовавшая до 1930 г. В 1923 г. было создано мас­совое общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина, принят план по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине Советской власти. В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профессиональные союзы. Однако выполнить этот план не уда­лось. Темпы ликвидации неграмотности были ниже планируе­мых, отставала материальная база, число неграмотных по­полнялось за счет подростков. Становилось ясно, что для решения данной пробле­мы тре­буется, прежде всего, укрепление главного звена образования — школы.

Вторым направлением работы партии и Советской власти в высшей школе была перестройка преподавания общественных наук, в том числе истории, а также – борьба за утверждение марксисткой идеологии. В 1918 г. была открыта Социалистическая академия (в 1924 г. переиме­нована в Коммунистическую), на которую возлагалась задача разработки актуальных проблем теории марксизма. После окончания гражданской войны была создана разветвленная сеть научных и учебных учрежде­ний, ставших центрами марксистского обществоведения: Ин­ститут К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Истпарт (1920), Ин­ститут красной профессуры (1921), Коммунистические универ­ситеты трудящихся Востока (1921) и национальных мень­шинств Запада (1921).

Перелом в преподавании истории наступил в 1924 г., когда состоялся первый выпуск из Института крас­ной профессуры. Для лояльной части старых профессоров было организовано изучение марксизма; выдержавшие специальный экзамен допускались к преподаванию. Принятый в 1921 г. первый советский Устав высшей шко­лы все стороны деятельности вузов подчинял руководству партии и Советского государства. Был создан советский аппа­рат управления высшими учебными заведениями, вводились привилегии для рабочих и крестьян в получении высшего об­разования. Советская система высшего образования сложилась в своих главных чертах к 1927 году. Как известно, история всегда выступала в качестве способа самопозна­ния и самоидентификации общества. История существовала всегда. Она выступала в разных формах – мифы, эпосы, морализующие трактаты, исторические сочинения, которые, в свою очередь, несли в себе различные смысловые и информационные нагрузки. И лишь в последние столетия история стала проявляться как раци­ональное научное знание, ориентированное на поиск истины и опи­рающееся на правила исторической критики и общепринятые кри­терии достоверности.

Главным назначением истории стали функции передачи по­томкам многообразных форм исторического опыта и обеспечения связи времен. Поскольку человеческое общество постоянно развивается пропорционально накопленным знаниям, унаследованным последующими поколениями от предшествующих, то в этом прослеживается и социальная роль и значение истори­ческой науки и исторического образования.

Победа в России Октябрьской революции 1917 г., выдвинувшей демократические лозунги, и приход к власти партии боль­шевиков, обусловили переход исторической науки, в целом, и исторического образования, в частности, на марксистско-ленинскую идеологию.

Руководители советского государства и РКП(б) хорошо понимали значимость гуманитарного образования и особенно преподавания истории как для воспитания подрастающего поколения, так и для  подготовки кадров.

После Октябрьской революции большевики взяли курс на превращение марксизма в его ленинской интерпретации в государ­ственную идеологию. Марксизм был призван играть роль полити­ческого и исторического ориентира как в идеологической направленности, так и в оп­ределении основ экономической, хозяйственной и культурной политики.

Институт Маркса-Энгельса и Институт Ленина при ЦК РКП(б), как центральные учреждения в системе организации исторического образования, выдвигали задачи по разработке таких проблем, как история социалистических учений, экономическая история, освобо­дительное движение, революции на Западе в новое время (глав­ным образом, Великая французская революция XVIII в.).

Значительное место в деятельности институтов занимали сбор, обработка и публикация работ К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ле­нина..

В 20-х годах одновременно со становлением марксистской тео­рии в качестве государственной идеологии в среде советских историков также признало основные положения историчес­кого и диалектического материализма.

Таким образом, преподавание истории и развитие исторической науки в целом определяли целый ряд факторов. Это – и государственная политика в области образования и науки, которая с 1917 года диктовала содержание, формы, методы исторического образования; и особенности социально-экономических и политических процессов, происходящих в это время в стране.

Список литературы:

  1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т. 44. – С. 170.
  2. Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука. – М., 1968; Алаторцева А.И. 50 лет советской исторической науке. – М., 1971; Соколов О.Д. М.Н.Покровский и советская историческая наука. – М., 1970.
  3. Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: Российская историография в 20-х – начале 30-х годов XX века // Отечественная история. – 1994. – № 3. – С. 146