МТ имени казачьего генерала С.С.Николаева г.Михайловск
Аннотация: 1917-конец 1920-х годов – период, когда в образовательной политике советского правительства наметилось два направления. С одной стороны, курс, взятый на ликвидацию безграмотности, положительно сказывался на просветительскую и культурную жизнь общества в целом. Рост учебных заведений, демократичная политика при принятии на учебу, а также стремление самих народных масс к просвещению привело к тому, что за небольшой, сравнительно, промежуток времени число безграмотного населения страны резко снизилось. С другой же стороны, если говорить о конкретно поставленной проблеме, а именно преподавания истории и исторической науке, то здесь, следует сделать вывод о том, что представление истории, как идеологической противницы взятой советским правительством на вооружение марксистской идеологии, привело к отрицательным результатам: замене истории в учебных программах другими дисциплинами, такими, например, как обществоведение, и, практически, исчезновении исторической науки из системы высшего образования.
Ключевые слова: образование, культурная революция, реформы, история.
История отечественного образования в советский период развивалась крайне драматично и противоречиво. В ней прослеживаются несколько крупных этапов, в основном совпадающие с важными периодами в развитии страны. В.И. Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Скачок в культурном отношении, или культурная революция, включала широкий комплекс задач социалистического и коммунистического строительства в области культуры. Школам и вузам отводилась решающая роль не только в культурных преобразованиях, но и как образовательным институтам и инструментам коммунистического воспитания. Известны слова В.И. Ленина, сказанные им на первом съезде работников просвещения: «Победу революции может закрепить только школа… Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти», — говорилось в документах Восьмого съезда Российской коммунистической партии в 1918 г.
Во главе организации советской системы школьного образования были поставлены видные деятели РКП(б): Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г. Они проводили в жизнь большевистские реформы школы в рамках коммунистического воспитания молодежи.
Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение существующей системы образования: уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии. Пути формирования новой школы определялись в документах, принятых в октябре 1918 г.: — «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация).
В качестве первоочередной задачи, входящей в комплекс мер культурного строительства, Советской властью провозглашалась борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. Однако в годы гражданской войны эту работу развернуть не удалось.
В 1920 г. при Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, просуществовавшая до 1930 г. В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина, принят план по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине Советской власти. В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профессиональные союзы. Однако выполнить этот план не удалось. Темпы ликвидации неграмотности были ниже планируемых, отставала материальная база, число неграмотных пополнялось за счет подростков. Становилось ясно, что для решения данной проблемы требуется, прежде всего, укрепление главного звена образования — школы.
Вторым направлением работы партии и Советской власти в высшей школе была перестройка преподавания общественных наук, в том числе истории, а также – борьба за утверждение марксисткой идеологии. В 1918 г. была открыта Социалистическая академия (в 1924 г. переименована в Коммунистическую), на которую возлагалась задача разработки актуальных проблем теории марксизма. После окончания гражданской войны была создана разветвленная сеть научных и учебных учреждений, ставших центрами марксистского обществоведения: Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Истпарт (1920), Институт красной профессуры (1921), Коммунистические университеты трудящихся Востока (1921) и национальных меньшинств Запада (1921).
Перелом в преподавании истории наступил в 1924 г., когда состоялся первый выпуск из Института красной профессуры. Для лояльной части старых профессоров было организовано изучение марксизма; выдержавшие специальный экзамен допускались к преподаванию. Принятый в 1921 г. первый советский Устав высшей школы все стороны деятельности вузов подчинял руководству партии и Советского государства. Был создан советский аппарат управления высшими учебными заведениями, вводились привилегии для рабочих и крестьян в получении высшего образования. Советская система высшего образования сложилась в своих главных чертах к 1927 году. Как известно, история всегда выступала в качестве способа самопознания и самоидентификации общества. История существовала всегда. Она выступала в разных формах – мифы, эпосы, морализующие трактаты, исторические сочинения, которые, в свою очередь, несли в себе различные смысловые и информационные нагрузки. И лишь в последние столетия история стала проявляться как рациональное научное знание, ориентированное на поиск истины и опирающееся на правила исторической критики и общепринятые критерии достоверности.
Главным назначением истории стали функции передачи потомкам многообразных форм исторического опыта и обеспечения связи времен. Поскольку человеческое общество постоянно развивается пропорционально накопленным знаниям, унаследованным последующими поколениями от предшествующих, то в этом прослеживается и социальная роль и значение исторической науки и исторического образования.
Победа в России Октябрьской революции 1917 г., выдвинувшей демократические лозунги, и приход к власти партии большевиков, обусловили переход исторической науки, в целом, и исторического образования, в частности, на марксистско-ленинскую идеологию.
Руководители советского государства и РКП(б) хорошо понимали значимость гуманитарного образования и особенно преподавания истории как для воспитания подрастающего поколения, так и для подготовки кадров.
После Октябрьской революции большевики взяли курс на превращение марксизма в его ленинской интерпретации в государственную идеологию. Марксизм был призван играть роль политического и исторического ориентира как в идеологической направленности, так и в определении основ экономической, хозяйственной и культурной политики.
Институт Маркса-Энгельса и Институт Ленина при ЦК РКП(б), как центральные учреждения в системе организации исторического образования, выдвигали задачи по разработке таких проблем, как история социалистических учений, экономическая история, освободительное движение, революции на Западе в новое время (главным образом, Великая французская революция XVIII в.).
Значительное место в деятельности институтов занимали сбор, обработка и публикация работ К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина..
В 20-х годах одновременно со становлением марксистской теории в качестве государственной идеологии в среде советских историков также признало основные положения исторического и диалектического материализма.
Таким образом, преподавание истории и развитие исторической науки в целом определяли целый ряд факторов. Это – и государственная политика в области образования и науки, которая с 1917 года диктовала содержание, формы, методы исторического образования; и особенности социально-экономических и политических процессов, происходящих в это время в стране.
Список литературы:
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т. 44. – С. 170.
- Алексеева Г.Д. Октябрьская революция и историческая наука. – М., 1968; Алаторцева А.И. 50 лет советской исторической науке. – М., 1971; Соколов О.Д. М.Н.Покровский и советская историческая наука. – М., 1970.
- Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: Российская историография в 20-х – начале 30-х годов XX века // Отечественная история. – 1994. – № 3. – С. 146
Свежие комментарии