КЧГУ им. У.Д. Алиева

 

Понятие «ценность» было введено в философскую лексику в 60-е гг. XIX века немецким философом и физиологом Р.Г. Лотце. Понятие «ценность» у Р.Р. Лотце соответствует смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.

В отечественной науке одним из первых к проблеме ценностей обратился В.П. Тугаринов. В дальнейшем существенный вклад в разработку ценностной проблематики внесли многие философы (С.Ф. Анисимов, Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, В.И. Кузнецов, А.В. Разин и др.).

Как известно, категории «ценность» и «ценностные ориентации» относятся к числу фундаментальных понятий и используются в философии, психологии, социологии, педагогике. Философы указывают, что научная потребность в этой категории появляется тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере.

При решении проблемы «субъект-объект», возникает необходимость рассмотрения этих категорий в двух взаимообратных направлениях. Движение от объекта к субъекту при анализе на основе диалектико-материалистической методологии означает изучение субъективного как отражение объективного. Критерием правильности этого отражения является степень его соответствия отраженному, что отвечает научному подходу. При движении от субъекта к объекту существенным является не само отражение, а реакция субъекта на отражение, значит, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта, что характеризует данное направление – как ценностный подход.

Содержание понятия «ценность» имеет неоднозначное толкование. Так, философский словарь под редакцией И.Т. Фролова трактует понятие «ценность» как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, определяющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы»[1, с. 402].

Следовательно, анализ содержания понятия «ценность» позволяет нам сделать вывод, что он соединяет три основных значения:

1)определение вещественно-предметных свойств явлений, в основе которого лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям;

2)определение нравственных категорий, обозначающих, в том числе, психологические характеристики человека;

3) определение социальных явлений, характеризующих отношения между людьми.

Таким образом, неоднозначность природы ценности детерминировало у нас необходимость выполнения систематизации толкований понятия «ценность». Анализ вышеприведенных определений категории «ценность», позволяет сделать вывод о том, что в современной философской литературе рассматриваемое понятие трактуется неоднозначно:

1) как единство субъективного и объективного факторов;

2) как воплощение преимущественно субъективности в отношении к предмету, его значимости.

Следует отметить, что понятие «ценность» в его психологической трактовке однозначно некоторому комплексу психических явлений, которые, будучи терминологически различными по обозначению, семантически являются однопорядковыми. Известные психологи С.Л. Рубинштейн  и Н.А. Добрынин обозначают их «значимостью», а А.Н. Леонтьев – «личностным смыслом».

Необходимо отметить, что в психологии ценности являются как бы функциональными качествами объективных явлений и предметов действительности, которые удовлетворяют, или содействуют удовлетворению потребностей людей.

В философии, как мы отметили, ценности располагаются в зависимости от основных сфер деятельности, а понимание ценности с психологической точки зрения позволяет  расположить внутри каждой из этих основных групп по их значению для человека.

Примером подобной «психологической» классификации ценностей может выступать классификация, которую  предложил теоретик психологии личности В. Франкл. [2, с. 221]. Автор разделил  все возможные ценности на три категории. В первую категорию входят созидательные ценности, которые актуализируются в действии; во вторую категорию входят ценности переживания, которые реализуются в относительно пассивном принятии мира нашим сознанием; а  третью категорию составляют ценностные отношения, которые актуализируются всюду, где индивид встречается с чем-либо, «навязанным судьбой, чего изменить уже нельзя». Таким образом, различные ценности соединяются так, что в результате формируется конкретная специфическая, конкретная задача для каждого человека. Это соединение дает ценностям ту неповторимость, которой люди отличаются друг от друга.

Данная классификация ценностей стала основной для последующих «психологических» ценностных схем. Данная расчлененность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы ценностей и связанная с этим их конкретизация стали характерными особенностями психологического аспекта рассмотрения ценностей личности, в отличие от философского подхода к проблеме ценностей.

Список использованной литературы:

  1. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Фролова И. Т. -М., 1987. – 588 с.
  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. —М.: Прогресс, 1990. —366 с.