КЧГУ им. У.Д. Алиева

При анализе структуры человеческой деятельности, которая определяется ценностными ориентирами в постановке цели, определении программы действий, принятии решений, оценки окружающих предметов и явлений значимость понятия «ценности» возрастает. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения сущности понятия «ценностные ориентации».  Содержание понятия «ценностные ориентации» изучается с точки зрения философских, психологических, социологических, педагогических подходов.

Понятие «ценностные ориентации» личности впервые было введено американским социологом У. Томасом и польским социологом Ф. Знанецким в социологию в 20-е гг. XX века. Ученые рассматривали ценностные ориентации как установку личности, регулирующей ее поведение.

Так же понятие «ценностные ориентации» рассматривается во взаимосвязи с установками индивида на ценности, его устремления к социально значимым ценностям отечественными социологами (В.В. Водзинской, А.Г.Здравомысловым, В. А. Ядовым).  «Ценностные ориентации» определяются как относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

Отметим, что в философии проблема «ценностной ориентации» изучается в контексте антропологического подхода, когда предметом рассмотрения являются не только отношения человека с объективными сферами и условиями его существования, но и сам механизм его внутренней осознанной деятельности, его духовно-волевая сфера и нравственная природа.

В нашей статье важно раскрыть сущность понятия «ценностные ориентации», рассмотреть его содержание и механизм их формирования.

Понятие «ценностные ориентации» является родовым по отношению к видовому   понятию «профессионально-ценностные ориентации». Это конкретизирует общие характеристики понятия «ценностные ориентации» относительно специфики профессии.

В исследовании Е.А. Коростелева профессионально-ценностные ориентации представляет как «систему личностно значимых педагогических ценностей будущего учителя, регулирующих его отношение к педагогической деятельности, к личности ученика и к коллегам, позволяющую будущему специалисту реализовывать себя в педагогической деятельности и достичь высокого уровня профессионализма». [1, с. 14]. Таким образом, профессионально-ценностные ориентации составляют ядро целостности личности и выражают качественную характеристику смысловой структуры сознания педагога.

В.А. Сластенин отмечает, что такие профессионально-ценностные ориентации, как понимание значимости роли и функции учителя в обществе, ценностное отношение к педагогической деятельности, наличие общественно значимых мотивов выбора профессии учителя и педагогического идеала, потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании, являются интегративным показателем профессионализма учителя. «Профессионально-ценностные ориентации представляют собой определенную форму взаимосвязи личности студента – будущего учителя с педагогической профессией и отражают как понимание им общественной значимости профессионально-педагогической деятельности, так и проекцию собственных ценностей и потребность в их реализации в данной профессиональной деятельности, и таким образом увязывают личностное и профессиональное в развитии и становлении личности студента». [2; 20]

О.А. Сидоренко определяет профессионально-ценностные ориентации как интегративный показатель уровня профессионализма будущего учителя, который проявляется в профессиональном сознании, поведении, отношении, личности в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, несмотря на многообразие трактовок, мы рассматриваем профессионально-ценностные ориентации как совокупность профессионально-значимых ценностей-знаний, ценностей-умений и ценностей-отношений будущего учителя, способствующих профессионально-личностному самосовершенствованию и выполнению эффективной педагогической деятельности. Под профессиональными ценностями в научной литературе часто понимается значимость различных сторон профессиональной деятельности, к которым у субъекта формируется определенное отношение, а также  значимость профессиональной деятельности для общества и личности [2].

Известный ученый В.А. Сластенин под ценностями педагогической деятельности рассматривает «те ее особенности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные и духовные потребности и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей» [2, с. 3].

Следовательно, профессионально-ценностные ориентации будущих учителей являются фактором педагогической деятельности и нацеливают на ее осуществление с учетом ценностного выбора.

Список использованной литературы:

  1. Коростелева Е.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущего учителя технологии: автореферат дисс….к.п.н.: Липецк, 2002.-29 с.
  2. Сидоренко О.А. Формирование профессионально-ценностных ориентации студентов первого курса в процессе их подготовки в педагогическом вузе: автореферат дисс….к.п.н.: Красноярск, 2004-173 с.
  3. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. – М.:Академия,

2003.-192с.

Login