Карачаево-Черкесский государственный университет

 В законе «Об образовании» указано: «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [1].

Отсюда вытекают качественно новые требования к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. В дошкольных образовательных организациях важно заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.

ФГОС выделил пять образовательных областей, обозначив содержание каждой области. Так, физическое развитие, помимо приобретения двигательного опыта, развития физических качеств, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта и овладения подвижными играми, включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Вот почему проблемой современного состояния образования  в дошкольных образовательных учреждениях является  формирование здорового образа жизни.

Возможными причинами ухудшения состояния здоровья детей называют: социально-экономические  факторы, обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка, но главной причиной считают образ жизни, который ведут родители и, к которому приучают своих детей, а также в новом тысячелетии объём познавательной  информации для современного ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки.

Отечественные педагоги Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова и другие исследователи неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные технологии в дошкольном образовании [2].

В дошкольном образовании одна из основных задач по оздоровлению – это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольника.

Поиски эффективных путей, которые сочетали бы теоретическую и практическую направленность решения данной проблемы, привели некоторых исследователей (Н.И. Бочарова, Т.А. Нещеретова, Т.П. Завьялова) к туризму как  к самой оптимальной форме работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет.

Но как, казалось бы, проблема формирования здорового образа жизни может быть решена средства информационных технологий?

«Средства информационных технологий являются неотъемлемой и наиболее существенной их составляющей. Они призваны выполнять ту же роль, что и средства производства в процессе трудовой деятельности» [3].

Интерес детей к занятиям посредством компьютера влияет на качественное усвоение детьми необходимой информации. Иванов В.Г. предлагает рассматривать направления интереса у детей дошкольного возраста: нейтральное отношение, постепенное снижение интереса, стабильный интерес, постепенное повышение интереса [4].

Зная направление интереса ребенка можно скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребёнка.

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) представляет собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Основные принципы КИК: использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольника.

Компьютер – это та технология, которая в XXI веке активно вошла в жизнь человека, без которой мы не мыслим уже своего существования. В то же самое время компьютер оказывает и отрицательное влияние на здоровье человека при неправильном его использовании: ухудшение зрение, искривления позвоночника, нервное перенапряжение, усталость и т.д.

Таким образом,  проблема использования компьютерных технологий в процессе формирования у дошкольников здорового образа жизни привлекла наше внимание еще и потому, что стала аспектом правильного использования современных технологий в воспитательном процессе.

К педагогическим условиям формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, по мнению Н. К. Смирнова, следует отнести:

  • обеспечение их грамотности в вопросах здоровья;
  • формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
  • воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких [5].

Нас интересует в большей степени первое направление, которое непосредственно определяет суть нашего исследования. Уроки здоровья дадут желаемый результат, если будут проводиться не только (и не столько) в традиционной форме классно-урочной системы, сколько в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видеопросмотров с последующим обсуждением, практических занятий, занятий с использованием информационных технологий и т.д.

В заключении сформулируем стратегические условия успешной деятельности педагога по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни на основе использования компьютерных технологий:

  • обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий под контролем мониторинга достигаемых результатов;
  • построение воспитательного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им оптимальных возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия;
  • целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса детей к познанию мира и самих себя;
  • создание эмоционально комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержке, принципах сотрудничества и т.д.
  • систематическое и методически грамотное использование информационных технологий.

Таким образом, без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья детей ни одна образовательная организация не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни, при всем старании педагогов остаться здоровым в современных условиях жизни не сможет.

 

Использованная литература:

  1. Закон 273-ФЗ “Об образовании в РФ” 2014[Глава VII] [Статья 64-Дошкольное образование]
  2. Горвиц Ю.М.,  Зворыгина Е.В.,  Леонова Л.А., Новоселова С.Л.,  Поддъяков Н.Н.,  Чайнова Л.Д.и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-пресс, 1998.
  3. Захарова, И.Т. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. –3–е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 192с.
  4. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Учебные записки ЛГУ. переизд. 2006. С. 68.
  5. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005, – 320 с.

 

Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.

Login