магистрант, кафедра математики и методики ее преподавания

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

 

На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что активность во многом определяет качество усвоения знаний, сформированность предметной и общеучебной компетентностей, развитие мышления и творческих способностей.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Сухомлинский В.А. говорил: «Страшная это опасность безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает»[6].

Другой отечественный педагог Остроградский М.В. писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»[6].

Общеизвестно, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Это возможно с применением интерактивных средств.

Для того, чтобы вызвать  интерес нужна мотивация. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет ее направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений [7].

Использование интерактивных средств в учебном процессе значительно повышает мотивацию и эффективность усвоения материала. И актуальность применения интерактивных средств будет только возрастать с увеличением ассортимента разрабатываемых информационных средств обучения, так как это позволяет сделать уроки нетрадиционными, яркими, насыщенными, наполняя их содержание знаниями из других предметных областей, превращающих предмет из объекта изучения в средство получения новых знаний.

Под средствами обучения следует понимать разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить  процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Пидкасистый П.И. понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. Интерактивность дополняет и совершенствует существующие средства обучения [6].

Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” – взаимный, “act” – действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога []. Следовательно, интерактивное обучение  это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель-ученик” или “учитель-группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик-ученик” (работа в парах), “ученик-группа учащихся” (работа в группах), “ученик- аудитория” или “группа учащихся-аудитория” (презентация работы в группах), “ученик-компьютер” и т.д.[1].

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивные средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому их применение в  обучении способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад и осуществляется обмен знаниями. Это позволяет учащимся не только получать новую информацию, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения.

Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%;

при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%;

наглядных и аудиоматериалов – 20%;

аудиовизуальных материалов – 30-40%;

работа в дискуссионных группах – 50%;

практика через действие – 75%;

использования мультимедийных технологий – 80-85%;

метод обучения других – 90%.

Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, необходимо использовать интерактивные средства в обучении.

 

Литература и интернет-источники

  1. Вислобоков, Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. – 2011. – N 6. – С. 111-114.
  2. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. – 315 с.
  3. Ефимова, Е. А.Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. – 2011. – N 10. – С. 23-24.
  4. Интенсификация урока как залог повышения качества образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: ratichi.hut.ru/smp14.htm
  5. Мамирова, К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе XXI века. – 2010. – N 7. – С. 72-76.
    Чепыжова, Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. – 2010. – N 6. – С. 13-15.
  6. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.1998
  7. Развитие интереса и внимания на уроках математики – основное условие успешного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nsportal.ru/nachalnaya shkola/matematika /2011/01/08/ razvitie-interesa-i-vnimaniya-na-urokakh-matematiki-osnovnoe
  8. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии [Текст]/ А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова – 2-е издание. – СПб.: Питер, 2013. – 435 с.
  9. Филина, Лариса Ивановна. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Официальный сайт ] URL: http://festival.1september.ru/articles/613184/ (Дата обращения: 06.12.14)
  10. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.