Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Аннотация: В данной статье затрагиваются проблемы речевой деятельности и речевого поведения учителя начальных классов. Анализируются аспекты профессиональной речи педагога, уровни культуры речи и требования к ней.

Ключевые слова: речевая деятельность,  речевого поведение, речь, культура речи, уровни культуры речи, логичность речи, точность речи.

 

Речевая деятельность и речевое поведение учителя начальных классов на современном этапе развития социума является одним из основополагающих слагаемых учебно-воспитательного процесса. Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляющаяся в его речи, определяет, на наш взгляд, речевую деятельность и речевое поведение индивида. В этой связи, мы рассматриваем заявленную нами тему сквозь призму понятия «культура речи». В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Хорошее владение словом позволяет расти по карьерной лестнице, быть душой компании и находить взаимопонимание с людьми.

Д. Э. Розенталь, автор одной из первых книг по культуре речи, называет «культурной» такую речь, которая «отличается национальной самобытностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобразительностью» [6,  с. 7].

 

«Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [7, с.8].

Развитие культуры речи педагога, помимо языковых норм, включает в себя ненормативное речевое поведение, использование жаргонизмов или неприятных неологизмов. При этом выявляют низкую культуру.

Нормы языка постепенно меняются, добавляются новые слова, которые

ранее были непонятными. Культура и отношение меняется под влиянием СМИ, общества. Культура речи педагога не должна искажаться под влиянием современных реалий.

Аспекты профессионального языка педагога. Культура профессиональной речи педагога строится на трех аспектах:

  • нормативном;
  • коммуникативном;
  • этическом.

Нормативный аспект предполагает знакомство с литературными нормами русского языка. Важно грамотно применять их при разговоре. Преподаватель – человек, которому необходимо наладить контакт с обучающимися и с их родителями.

Знание нормативного аспекта не решает эту  проблему полностью. При общении требуется учесть возраст, настроение, интересы собеседника. Правильно подобранные слова, употребление языковых средств называются коммуникативными аспектами.

Этический аспект включает в себя соблюдение правил поведения, уважение к слушателю, тактичность, доброжелательность и деликатность при общении. Соблюдение этикета позволяет определить уровень воспитанности человека.

Уровни культуры. Определяют два уровня культуры речи: базовый – человек владеет нормами языка, не допускает грубых ошибок, правильно ставит ударение, склоняет слова; высший – умение использовать выразительные слова и обороты при разговоре, вывести общение к поставленной цели. Требования к культуре речи педагога довольно высокие. Помимо правильно построенных предложений, преподаватель должен обладать большим словарным запасом. Для развития лексических знаний необходимо много читать произведения различных форматов. Важно выделять новые слова, интересные обороты и использовать их в дальнейшем. Для этого требуется постоянная тренировка устной и письменной речи. Общение с разными людьми позволяет включаться в интересные темы для беседы. Необходимо поддерживать культуру речи, быть внимательным и вежливым к собеседнику. Высокая культура языка делает общение легким и непринужденным. Правильно построенные фразы помогают высказать свое мнение, не задев чувства собеседника.

Красивые, правильно подобранные слова оказывают значительное влияние на учащихся. Поэтому культура речи педагога имеет  большое значение для духовного обогащения учеников и нахождения с ними общего языка.

Качество речи. Под уровнем речевой культуры понимают качество речи. Различают культуру личности и культуру общества. Культура речи в профессиональной деятельности педагога индивидуальна. Складывается из эрудиции человека и умения перевести знания в слова. Правильное пользование языком говорит о чувстве стиля и вкуса. Преподаватель собирает, запоминает и применяет в разговоре лучшие образцы речевых оборотов. Знания черпают из классических и современных произведений, которые соответствуют нормам литературного языка. Культура речи педагогов, ее элементы складываются из составляющих: речевого этикета, норм языка, стандартов, стиля, видов и форм речи. Успешное владение всеми компонентами называется коммуникативной компетенцией.

Речь педагога. Речевая деятельность и речевое поведение учителя   оценивается способностью воспринимать информацию и понимать собеседника. Необходимо правильно выбирать отношение к собеседнику и действовать согласно ситуации. Специфической особенностью работы учителя  является ежедневное общение с большим количеством учащихся. Речь – главное орудие для воздействие на обучающегося. Словом можно изменить мысли и действия человека. Чтобы донести информацию до собеседника, необходимо правильно пользоваться языковыми средствами, последовательно излагать мысли, предугадывать реакцию человека на слова, иметь хорошую память, вести себя вежливо, быть интеллектуально развитым и эрудированным. Голос учителя должен быть развит. Хорошая дикция и артикуляция лежат в основе грамотной подачи информации. Использование синонимов улучшает качество речи. Интонация помогает передать настроение и отношение к ситуации. В разговоре педагога недопустимо использовать слова-паразиты, растягивать слова, добавлять неопределенные звуки. Произношение жаргонизмов, шаблонов ухудшают восприятие.

Высокие требования предъявляются к речевой деятельности и речевому поведению учителя. Ученики, на основе высказываний педагога формируют представление о мире, получают навыки общения. Опытный преподаватель должен быть знаком с приемами, воздействующими на ребенка. Уметь применять навыки с собеседником, независимо от возраста.

Педагог должен также отрабатывать технику речи, т. е. систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведенных до автоматизма. Это обеспечивает его профессиональное взаимодействие с учащимися.

Совершенствование педагогического мастерства неразрывно связано с постоянным стремлением преподавателя к пополнению активного словарного запаса.

Речевая деятельность и речевое поведение учителя  предполагает:  умение всегда (даже при общении с друзьями) стремиться к соблюдению норм литературного языка; вырабатывать навык правильного и логичного изложения своих мыслей; избавляться от употребления жаргонизмов и слов – «паразитов» («так сказать», «в общем», «как говорится» и т.п.), а также от привычки растягивать слова или делать неоправданно большие паузы между словами. Чтобы избавиться от этой привычки, рекомендуется вслух читать собственные лекции, прослушивать их аудиозаписи.

«Речевое поведение не ограничивается свободным владением лингвистическими ресурсами языка, оно также включает в себя представления о паралингвистических  средствах общения: мимике, жестах и других невербальных коммуникативных приемах»[4, c.6].

 

Список литературы:

  1. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики: монография. – М.: Лань, 2013. – 580 с.
  2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? // Педагогика. – 2009. – № 3. – С. 83-89.
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  4. Кортава Т.В.. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Т. В. Кортава. – М,2015. – 335 с.. 2015
  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для педагогическим специальностям вузов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  6. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд.3-е, М., 1964. – 140 с.
  7. Руднев, В.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2012. – 280 c
  8. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2015. – 272c.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.