Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
В последние годы традиционные методы контроля и проверки знаний не дают как такового положительного результата. И поэтому все больше и больше растет интерес к педагогическому тестированию как наиболее объективному методу оценки качества образования, чем и обретает большую значимость [1].
Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами является улучшение проверочной системы и оценки знаний студентов, а также немало важно уметь применять эти знания на практике. От организации проверки оценок в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний в дальнейшем зависят успехи в обучении и воспитании. Немалую роль здесь играют методы проверки знаний, применяемые педагогом с целью объективного подхода к решению этой проблемы. На современном этапе наиболее эффективными методами, проверки качества усвоения знаний изучаемого материала являются тестовые задания. «Тестовые задания – это современная, международная форма контроля знаний, позволяющая быстро и непредвзято определить уровень усвоения учащимся пройденного материала» [1].
В рассмотренной методической литературе нами выявлено несколько видов тестовых заданий:
- Задается вопрос, на который нужно ответить да или нет;
- Задается вопрос, на который нужно дать правильный ответ из предложенных вариантов;
- Дается предложение с пропущенным словом, который также нужно выбрать из вариантов;
- Задаются два списка, между которыми нужно указать соответствие;
- Дается список событий, который нужно расположить в хронологическом порядке [2].
Вопрос выявления связей между содержанием тестов как инструментом контроля знаний и как средством обучения представляет некую проблему с учетом особенностей уровня знаний учащихся колледжа.
Для решения обозначенной проблемы нами разработаны тесты по кулинарии для учащихся среднего профессионального образования на основе требований, предъявляемых к тестам достижений, с учетом разного направления у учащихся колледжа.
Остановимся подробнее на примере создания тестов в программе «My Test Х». Эта программа имеет три модуля:
- Редактор тестов (MyTestEditor) – здесь педагог составляет тесты, задает количество баллов за ответ, также задает ограничение времени для их прохождения, затем определяет параметры: давать ли подсказку, показывать ли верный ответ после того, как студент ответит на все вопросы и тому подобное.
- Модуль тестирования (MyTestStudent) – это модуль для студентов, здесь они указывают фамилию, имя, отчество и номер группы. После того начинают отвечать на вопросы в тесте.
- Журнал тестирования (MyTestServer) – тут педагог распределяет тесты между студентами, контролирует кто на сколько вопросов ответил и в конце видит, у кого какие результаты [2].
Эти тесты помогают педагогам не только обучать учащихся колледжа, но и проверять их знания. Программа достаточно проста для педагога с уровнем пользователя компьютера. Создавать тесты можно самой разной сложности, начиная с простых тестов, которые содержат варианты ответов, и заканчивая формулами и изображениями, на которые требуется дать определенный ответ. Еще один плюс программы – педагогу не нужно сидеть и проверять все ответы подряд, не поднимая головы, как это было раньше. Программа сама ставит оценку учащимся, учитывая заработанные ими баллы. Как было отмечено выше, количество баллов на определенный вопрос, и время, отведенное для ответа на этот вопрос, определяется самим педагогом в процессе создания теста.
Однако, этим достоинства программы не заканчиваются. В этой программе можно создать не только тесты, но и целую базу данных с группами учащихся, информацией о них, также специально подобранной системой тестов, так как группы учащихся идут по разным направлениям. И количество часов, отведенных по данному предмету, разное. Следовательно, для некоторых групп составляются тесты на поверхностном уровне предмета, а для других – более углубленно.
Отметим, что в программе поддерживаются несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный, монопольный.
- Обучающий – тестируемый видит сообщения о своих ошибках, и объяснение к заданию, что позволяет ему восполнить пробелы в знаниях.
- Штрафной – если тестируемый дает неверные ответы, то у него отнимаются баллы и тогда он пропускает задание, за которое баллы не добавляются и не отнимаются.
- Свободный – если тестируемый совершает ошибку в тесте, то он может возвращаться к любому вопросу, и исправить.
- Монопольный – окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
Для составления тестов мы взяли из Интернета программу «My Test Х» [3].
Проиллюстрируем конкретный пример создания теста, и его результат:
Рис 1. Пример создания теста: формулировка вопроса, варианты ответов, количество баллов и заданное время.
Рис 2. Результат теста
В заключении, применение компьютерных тестов как одной из форм фронтальной проверки знаний и умений учащихся позволяет задействовать всех учащихся, экономит время на уроке, ведь как говорилось ранее, педагогу не приходится проверять задания вручную, и тратить на это уйму времени, программа это делает за него автоматически. Также программа решает проблему накопляемости оценок, у учащихся колледжа повышается интерес к предмету. Кроме того, систематическое применение подобной проверки приучает учащихся быть активными и добросовестно готовится к урокам.
Программа задает задания на время и в случайном порядке. В результате на возможность списывания у учащихся попросту не хватает времени. Благодаря этому он понимает, что ему не удастся перехитрить ни своего учителя, ни программу, и к следующему разу начинает усердно заниматься и готовиться.
Таким образом, использование компьютерных тестов служит эффективным средством проверки знаний учащихся колледжа.
Список использованной литературы
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Изд-во «Интеллект-Центр», Москва, 2002. – 298 с. –
ISBN 5-89790-151-5.
- Челышкова М.Б., Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
- http://docplayer.ru/34540428-Sozdanie-testovyh-zadaniy-sredstvami-programmy-mytest.html
Работа выполнена под руководством
научного руководителя доц. Батчаевой П.А-Ю.
Свежие комментарии