КЧГУ

             Бесспорно, что в современном образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа можно в  наиболее доступной и привлекательной игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствующую повышению качества образования среди дошкольников, освободить от рутинной ручной работы, открыть новые возможности в обучении и воспитании.

Хотелось бы отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместно организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду является создание мультимедийных презентаций. Они облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Спектр использования ИКТ в образовательном и воспитательном процессе достаточно широк. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер  обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромныйинтерес;
  • несет в себеобразный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движение, звук, мультипликация надолго привлекаютвнимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимуломпознавательной активности детей;
  • предоставляет возможностьиндивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулируеттемп и количество решаемых игровых обучающих задач, вырабатывается самостоятельность в обучении;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретаетуверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяетмоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, извержение вулкана, необычные эффекты);
  • компьютерпредоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
  • компьютер во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую “ситуацию успеха”.

Компьютерные технологии в воспитательно-образовательном процессе это комплекс учебно-методических материалов, инструментальных и технических средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений дошкольного образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования и воспитания (развития, диагностики, коррекции) детей. Основными направлениями применения компьютерных технологий в ДОУ при организации воспитательного и образовательного процесса на наш взгляд являются следующие:           

  • Разработка концептуальных основ создания программно-методических средств воспитания и развития детей в условиях непрерывного образования.
  • Создание программно-методических средств для формирования общих умственных способностей детей и развития отдельных психических свойств.
  • Создание программно-педагогических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования.
  • Исследования и разработка компьютеризированных методов диагностики психофизиологического развития детей, их общих и специальных способностей.
  • Исследования и разработка методик оценки психологических, психофизиологических и социальных последствий компьютеризации дошкольного уровня образования.
  • Исследования и разработка частных компьютерных методик оценки степени готовности детей к детскому саду и школе.
  • Разработка методических курсов для подготовки кадров и повышения квалификации специалистов для работы в ДОУ с использованием ИКТ.

Таким образом, использование компьютерных технологий в образовательно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь одной из целей, которую ставит перед воспитателями «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности. Введение компьютерных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, невольно, но компьютерные технологии прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. И нам необходимо создать системы и методики использования компьютерных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Компьютерные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.