«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

       Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:

–  по масштабам применения — общие, распространяющиеся на всю деятельность компании;

–   по отраслям и сферам применения — в федеральном управлении, торговле, промышленности, образовании и др.;

–   по роли на различных этапах жизнедеятельности организации -методы вывода из кризиса, стабилизирующие, развивающие и др.;

 –    по степени опосредованности воздействия – прямые и косвенные;

 –   по управленческим функциям – методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т. п.;

 – по конкретным объектам управления и характеру поставленной производственной задачи и др.

       В отношении критерия управления объектами и задачами, существует целый спектр методов управления. Разработаны методы финансового, антикризисного, инновационного менеджмента, методы управления рисками, производством, сбытом, коммуникациями, качеством, персоналом, проектами, малыми и крупными предприятиями и т. д.

      Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические. Такое группирование достаточно условно, так как эти методы имеют очень много схожего и взаимно проникают друг в друга. В то же время они имеют определенные различия в способах воздействия на объекты управления, что и позволяет рассматривать каждый из них в отдельности.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов  организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия.

        Административные методы управления – это совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность — прямое воздействие на объект и поведение исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.

       Организационно-распорядительный метод — оперативное воздействие на производственный процесс, с одной стороны, принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства, с другой стороны. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.

       Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи — обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний. Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать     строгий контроль за его исполнением.

        Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

 Социальные методы. В условиях производства постиндустриального общества, особую значимость приобретает творческий подход к решению экономических задач, успешности которого в значительной степени способствует создание оптимальных условий труда, как отдельного сотрудника, так и всей творческой группы, коллектива, работающих над проектом. Деловая, творческая обстановка и здоровый микроклимат в коллективе являются важнейшими факторами.

     Психологические методы – это совокупность механизмов воздействия на межличностные отношения, направленного на создание оптимального психологического микроклимата. Эмоциональный фон, сопровождающий процесс производства, крайне важен для достижения положительного результата при выполнении производственных задач. Положительная реакция сотрудника на выполняемое поручение, оказывает непосредственное положительное влияние на личный результат, и, в конечном счете, на коллективный результат всей компании.

                    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексанина, Н.С. Управление инновационной деятельностью образовательных учреждений в учебном округе – М., 2007. -20 с.
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике -М., 1996.
  3. Ангеловски, К. Учителя и инновации [Текст]/ К. Ангеловски; – М.: Просвещение, 1991.
  4. Воронина, Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование» – М.: 5 за знания, 2008.-386 с.
  5. Галанина, М.В. Управление совершенствованием методической работы в условиях Крайнего Севера – М.: 2005-22 с.
  6. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России. Проблема становления и развития – М., 2001.187
  7. Глазунова, О.Л. Управленческая деятельность: Прорыв к новому качеству Народное образование. – 2000. -№5.
  8. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования – М.: МАРО,

Login