«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

        Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

       Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

       Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

– обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

– достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

– формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

– повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

       Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

      В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

– введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

– разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;

– выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

– достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

– развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

– обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

– стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

– нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

– последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

– обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

– создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

– создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

– поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

– предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.

       Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Внутришкольное управление:   вопросы   теории   и   практики.   Под   ред.Т.И.Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 192 с. 28.Внутришкольное     управление:     теория     и     опыт     педагогических     и управленческих инноваций. М.: Новая школа, 1995. 112 с.
  2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. Основные понятия, история, достижения перспективы. М.: “Алане”, 1995, 225 с.
  3. Выходцева Е.А. Управление персоналом производственной организации в условиях функционирования рынка. Дис… к.э.н. М., 1995. – 187 с.
  4. Габдуллин Г. Г.    Организационно-педагогические    основы    перестройки внутришкольного управления: Дис…. д-ра пед. наук. Казань, 1990. 376 с.
  5. Гвишиани Д.М. Организация и управление – 2-е изд., доп. – М.: Наука, 1972 – 536 с.
  6. Глушенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учеб.курс. М.: Вестник, 1997. 336 с.
  7. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении.М.: МНИИПУ, 1998. 176 с.
  8. Гутник Г.В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе. Дис… к.п.н. Екатеринбург, 2000 – 260 с
  9. Шаповалова B.C. Становление понятийного аппарата теории внутришкольного управления в России. Дис… к.п.н. Таганрог. 2000, – 212 с.