КЧГУ

Современный этап развития общества обострил проблему человеческих взаимоотношений: межличностных, межгрупповых, межсубъектных. Человеческое непонимание, внутренняя отчужденность человека от себя и других достигает уровня межэтнической, межрегиональной и межнациональной разобщенности, конфликтности. Перечисленные проблемы заостряют внимание ученых и педагогов на развитии коммуникативных качеств личности как универсальной формы преодоления социально- общественных барьеров.

Человек – биосоциальное существо, подчиняющееся всем психическим явлениям, связанным с совместной жизнью людей. А так как задачей философии и психологии является описание данных состояний индивидуального сознания и объяснение связи его элементов и стадий развития, то и аналогичные генетическое и причинное исследования фактов, предполагающих для своего развития духовные взаимоотношения, существующие в человеческом обществе, несомненно, рассматриваются как объекты философско-психологического исследования.

Проблема личности в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Еще Марк Авелий сказал, что люди существуют друг для друга, помогая тем самым сохранить общество в целом [4]. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

При определении личности как одной из главных категорий философии большое внимание ученые уделяют самой сути личности, ее развитию и социальному бытию. По утверждению современной науки, специфические особенности человека как вида сложились под влиянием именно социального образа жизни. Значение общества для каждого отдельного человека огромно, поскольку оно не механическое сложение отдельных индивидов, а интеграция людей в единый общественный организм. «Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Другие люди – центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину», – писал С.Л. Рубинштейн [217]. «Я» не может быть раскрыто лишь через отношение к самому себе (неслучайно Нарцисс в древнем мифе несчастное существо). Человек развивается только «смотрясь» (К.Маркс) в Другого.

Специфические свойства человека раскрывают его сущность, так как она не естественна, а социальна. Человек обретает сущность не сам по себе, в отрыве от других людей, а только посредством отношений с другими людьми, в составе общества, то есть он рассматривается как субъект отношений, индивид, взятый со стороны его социальных качеств, составляющих структуру личности. По определению В.Г. Зангирова, «человек только тогда является личностным субъектом, когда он делает свою личность объектом своей собственной жизнедеятельности» [89, с.ЗЗ].

Таким образом, личность человека представляет собой индивидуализированную форму бытия социальной сущности человека. Экзистенциальная философия, провозгласившая ценность личности, ее уникальность, свободу, развитие, высокую ответственность, отмечает, что в основе ее лежит взаимопонимание людей, истинное общение и взаимодействие.

Следует отметить, что человек – сложное существо, имеющее «двойное «Я»: истинное, реальное, глубокое» и «Я», созданное воображением и страстями, «фиктивное, тянущее вниз». В связи с этим Н. Бердяев отмечает, что «личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «Я» [31, с.48], то есть посредством воспитания и образования при попадании в социокультурную среду. Например, в образно-символической форме сказки предлагают ребенку типичные образцы и способы, позволяющие ему научиться сосуществовать с глубинными инстинктами собственной натуры и утверждать свое «Я».

Иными словами, личность — открытая система, находящаяся в состоянии адаптации к своей социальной среде. Немецкий философ М. Вебер видел сущность общественной жизни в социальных действиях, совершаемых составляющими данное общество индивидами [59]. Таким образом, личность – это конкретно-историческое соотношение данного человека с другими людьми, входящими в его непосредственное окружение. Но человек также и природное существо, в котором заключено единство тела, духа и души (С. Къеркегор, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). В переводе с санскрита слово «человек» означает «дух, преходящий веками». Эволюционируя, ведя непрерывную борьбу, прежде всего, с самим с собой, со своими низшими инстинктами, все свои знания и дела претворяя через чувства, через сердце, то есть, совершенствуя свои нравственные качества, индивид становится личностью (Н.К. Рерих, И.В. Силуянова, А. Швейцер, А. Энштейн и др.).

Организм человека с самого рождения нуждается в человеческом образе жизни, человеческих формах бытия, общении с другими людьми, овладении словом и готов к ним. В философии на данный момент накоплен материал о личности, об основе ее структуры и о превращении индивида в личность при «врастании его в область объективного духа», в духовную сферу [14, 25, 30, 52, 266,314].

Исследователи утверждают, что человек становится полноценной личностью только в том случае, если умеет вступать в коммуникативные отношения, то есть в состояние «опосредоваться» [25] через освоение культурных форм общения, обращаясь, в частности, к фольклорным произведениям. С точки зрения Ю.М. Федорова, человек в состоянии стать личностью, общаясь с Другим, понимая его «антропное Я». Но так как человек социальное существо, он невольно вынужден постоянно совершенствоваться, стремиться к «одухотворению», «возвышению», «самопревосхождению» (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев), становясь «ценностно-значимым» (М. Хайдеггер), и тогда личность обретает свое «самосознание» (И. Кант) и стремится к свободе и Абсолютному разуму (Г. Гегель).

Общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам. В психологическом плане из такого понимания общения следует комплекс его когнитивных, эмоциональных и поведенческих параметров: восприятие уникальности партнера, переживание его ценности и предоставление ему свободы являются определяющими факторами общения, а их отсутствие ведет к превращению общения в какой-то иной вид межличностных взаимодействий. Общение есть взаимодействие, участники которого относятся друг к другу как к целям, а не как к средствам (М.С. Каган, A.M. Эткинд).

Любой человек невозможен без общества, без совместной с другими людьми деятельности и общения. Каждый человек идеально представлен в других людях и принимает идеальное участие в них (A.B. Петровский). Даже не имея реальной возможности жить среди людей, человек проявляет себя как член «своего», референтного для него, сообщества. Он ориентируется (не всегда осознанно) на его ценности, верования, нормы и правила, использует речь, знания, умения, привычные формы поведения, которые возникли в социуме задолго до его появления в нем и были переданы ему. Такое культурное наследие человечества находит свое отражение в фольклорных произведениях, и через них оно сообщается ребенку. Переходя из поколения в поколение, произведения устного народного творчества становятся сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому почти во всех фольклорных жанрах отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем. Человеческие воспоминания и мечты тоже наполнены картинками, имеющими социальный смысл. По определению А.Ф. Лосева, «личность есть сгусток (узел, связь, структура, система, тождество или какая-нибудь единичная закономерность) природных, общественных и исторических отношений» [143].

Личность в процессе общения не просто удовлетворяет свою потребность в дружбе, в помощи и т.д., а развивает способность утверждать в другом человека, учитывать его интересы и тем самым развивать свою высшую потребность – потребность в человечности. Такая личностная установка, по словам К.А. Абульхановой-Славской, «исходит из признания ценности самого существования человеческой личности безотчетно к тому, как последняя ко мне относится» [3].

Значение общения в жизни ребенка трудно переоценить. Так, характеризуя роль общения в развитии личности, В.М. Бехтерев писал: «Различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что также не лишено громадного значения в отношении будущего развития каждой данной личности» [202]. В.М. Бехтерев отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. «Люди, выросшие в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с людьми, которые проводят жизнь вдали от общества» [202].

Современные философы видят такие пути развития коммуникативных компетенций: личностное общение должно базироваться на духовном единстве; нравственная коммуникация, предполагающая объединение людей на принципах любви и ненасилия, связана с признанием «другого Я» и реализацией собственной индивидуальности; духовно-нравственное «Я» опирается на свободу воли, которая предполагает приоритет этических ценностей над социальными; коммуникативное сообщество, соединяющее механизмы социальной интеграции и духовного единства, обеспечивает свободу личности и вместе с тем развивает ее в соответствии с нравственными нормами.

Термин «коммуникативные компетенции» возник совсем недавно и впервые в научный обиход был введен современным психологом A.A. Бодалевым. Однако этот термин как в литературе, так и самим автором активно не используется. Вместе с тем, термин представляется нам достаточно продуктивным и заслуживает тщательного изучения. A.A. Бодалев определяет коммуникативные компетенции как «единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при взаимодействии с различными людьми и общностями, с которыми индивиду приходится вступать в прямые или опосредованные какими-то техническими средствами контакты» [40, с.78].

Коммуникативные компетенции присуще любому человеку. Оно включает в себя все формы знания (образы восприятия, представления памяти, понятия, образы воображения) о людях и общностях; все более обобщенные или частичные переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; все виды вербального и невербального поведения. Но направленность коммуникативных компетенций может быть различной. Многие исследователи (A.A. Бодалев, A.B. Мудрик, В.Н. Панферов) доказали, что познание других людей и общностей, отношения с ними для большинства людей – стержень, который образует личность, поэтому он определяет доминирующий характер основных элементов коммуникативных компетенций. На характер коммуникативных компетенций также, по мнению A.A. Бодалева, значительное влияние оказывает более слабая или, наоборот, более сильная по своей величине положительная или отрицательная субъективная значимость для человека той стороны действительности, по поводу которой должна актуализироваться его коммуникативная сфера [40].

При восприятии человека близко к реальности (адекватные поступки, эмоциональные реакции, в максимальной степени соответствующие складывающимся в общении ситуациям) духовно-нравственное «Я» становится стержнем коммуникативных компетенций. Следовательно, коммуникативные компетенции, по нашему мнению, – это интегральное образование, в своем совершенстве представленное единством самосознания, самопонимания, самооценкой, а также умением соотносить себя с «Ты», познавая окружающих и вступая с ними в различные взаимодействия на гуманистической основе.

О.М. Казарцева предполагает, что развитие коммуникативных компетенций возможно только в результате четких представлений о нравственных, общечеловеческих ценностях, которые реализуются не на уровне «знаемости», «внешнего Я», а на уровне внутренних отрефлексированных потребностей [105].

Рефлексия позволяет развиваться душевным качествам человека, эмпатии – «интересу к человеку и способности сочувствовать ему, воображением доставлять себе ту же боль, что мучает другого человека» [116, с. 169]. На основе внимания, эмпатии к другому человеку развивается коммуникативные компетенции, основой которого выступают рефлексивно освоенные представления о «добре и зле», общечеловеческих ценностях [294], позволяющие индивиду вступать в коммуникативные отношения, формировать ценностные ориентации [160, 167, 196].

Исходя из вышесказанного, можно считать, что характерными основами коммуникативных компетенций являются:

а)    сопричастность, образовывающая нравственно-ответственную личность, которая может развиваться лишь в коллективе;

б) со-осознание, дающее представление личности о ценности своего “Я” через понимание душевно-духовного мира окружающих ее людей;

в) духовно-нравственное самоукрепление, представляющее возможность личности уважительно относиться к субъективному миру своего “Я”, идентифицируя свои ценности с общечеловеческими.

Ребенку, как и взрослому, органически присущи и биосоциальность, и разумность, и духовность, и целостность, и противоречивость. Но дети проявляют свою человеческую природу несколько иначе, чем взрослые. Они более чувствительны к космическим и природным явлениям, а возможности их вмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время дети максимально активны в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самих. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, то есть он наиболее динамичен. Преобладание в детстве тех психических процессов, которые связаны не с корой больших полушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает значительно большую впечатлительность, непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и стремительное развитие самоонализа по мере созревания мозга. В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний ребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, к игре. Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого гораздо беднее детского. Оценки в этой ситуации вообще неуместны, так как психика ребенка просто иная, чем психика взрослого.

Итак, по нашему мнению, коммуникативные компетенции старшего дошкольника развивается, опираясь на культурологическое образование, целью которого является филогенетическое развитие человека на основе фольклорного материала. Как всякое подлинное искусство, фольклор обладает не только художественным совершенством, но и глубоким идейным содержанием, которое сводится не столько к понятию добра, а сколько к категории силы духа (Ф.И. Буслаев), способствующей личности самосовершенствоваться, саморазвиваться, выстраивать перцептивную сторону общения, развивать свое коммуникативное ядро.