Карачаево-Черкесский государственный университет

 

Для построения методической системы личностно-ориентированного обучения в начальной школе ознакомимся с общим подходом к построению системы развивающего обучения.

Анализ достижений современной педагогической науки убедил нас в целесообразности использования системного подхода. В исследованиях по теории систем выделяются основные показатели, характеризующие любую систему.

Ганеевым Х.Ж. представлена модель системы развивающего обучения.

«Эта модель доказывает, что для достижения целей математического образования необходимо учесть мотивы обучения, выделить содержание обучения, установить средства и методы, а затем отследить результат обучения через контроль, другими словами, показана методическая система обучения в своеобразной форме. Для нашего исследования это имеет определенную ценность, так как здесь в качестве средств и методов выделены психолого-педагогические условия и деятельность учителя и учащихся, осуществляющих процесс соответственно передачи и восприятия содержания обучения математике» [1].

Ведущим компонентом методики обучения, на который воздействие оказывают требования к школе и обучению, выдвигаемые обществом, являются цели обучения. Общество формирует социальный заказ школе, посредством которого определяются конкретные цели обучения  школьников. В нашем исследовании цель определяется как результативное обеспечение  и поддержка процессов самосовершенствования личности ребенка, развитие  его субъектности  и индивидуальности.

Традиционная методика математики долгое время отдавала предпочтение содержанию обучения, и в этом методисты были единодушны.

пав1

 

 

Выделенные элементы обучения предусматривают, как отмечает И.Я. Лернер, и другие элементы, в частности, средства обучения: «Между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существуют постоянные зависимости; цель определяет содержание и методы, методы и содержание обуславливают степень достижения цели» [2].

пав2

 

 

Рис.1. Методическая система личностно-ориентированного обучения

 

Деятельностно-творческий  компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации в труде, познании, научной и художественной и других видах деятельности); личностный (обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, формирует личностную позицию). Личностный компонент является системообразующим.

Содержание личностно-ориентированного обучения, по мнению             И.С. Якиманской, подбирается так, чтобы «каждый ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме» [3].

В.В. Сериков считает, что, прежде всего, содержание личностно- ориентированного обучения должно быть направлено на становление и развитие личностных функций (рефлексии, избирательности, завоевании социального статуса, признании и др.) [4 ].

Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления, происходящих в личности изменений в связи с постижением (обретением) своего образа. К сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях учебный материал, который является адекватным принципам личностно – ориентированного подхода и целям урока, построенного на основе данной методологической ориентации. Чаще всего педагогу приходится вносить коррективы в содержание учебного материала, чтобы оно в большей мере соответствовало концептуальному замыслу урока личностно-ориентированной направленности.

Организация такого учебного занятия, как свидетельствует анализ литературы, предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
  • применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  • избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
  • использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «мне кажется, что …», «по моему мнению…», «я думаю, что …» и

Таким образом, «несмотря на вариативность точек зрения по поводу содержания личностно-ориентированного обучения, можно отметить, что большинство исследователей признают собственно-личностный компонент (индивидуальный опыт общения, обеспечивающий познание себя, развитие личностных функций) ведущим, в то время как базовый компонент (спектр знаний, умений, навыков) нужен школьникам, чтобы действовать в обществе, а также являться основой для функций.

В настоящее время учеными проводится большая работа по дополнению и уточнению содержания обучения личностно-значимыми компонентами. Но, как показывает практика, все успехи в этом направлении в начальной школе связаны с личностью учителя и зависит от его таланта, знания, интуиции, внутренней профессиональной мотивации. Учитывая особенности младшего школьника (неустойчивость внимания, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности), учителя начальных классов используют на практике нетрадиционные формы организации обучения: урок – «КВН», урок – «встреча», урок – «эврика».

Построенная нами система обладает необходимой полнотой, так как, в ней центральное место занимает деятельностный подход, который является основным механизмом в вопросе организации личностно-ориентированного обучения математике младших школьников. Процесс обучения как система со сложной организацией имеет в наличии процессы управления: любое целенаправленное проявление деятельности учителя и учащихся можно рассматривать как управление, которое обеспечивает целенаправленность системы.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ганеев Х. Ж. Пути реализации развивающего обучения математике : учеб. пособие для вузов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.
  2. ЛернерИ. Я. Дидактические основы методов обучения. M. : Педагогика, 1981. 186 с.
  3. ЯкиманскаяИ.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
  4. СериковВ.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., ЛОГОС, 1999, гл.4-5.

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доц.Батчаева Павлина Абу-Юсуфовна