КЧГУ, г.Карачаевск
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание системы отношений, связанных с интересом к познанию и закрепление их в личностное качество, получая начало на хорошем уроке, требует целенаправленного педагогического руководства этой работой и во внеучебном воспитании. Как отмечает С.Ю. Михин, «не учитывается, что внеурочная работа является органической частью системы учебно-воспитательного процесса школы, обеспечивающей единство всех форм воспитания, разностороннее развитие творческой активности и общественно полезной деятельности учащихся. Многие руководители школ не уделяют достаточного внимания контролю за содержанием и результативностью внеурочной воспитательной работы, не обеспечивают заинтересованность всего учительского коллектива в работе учащихся. Не всегда вторая половина дня насыщена разнообразной воспитывающей деятельностью, работа строится однообразно» [1].
К сожалению, действительно приходится констатировать, что развлекательный игровой крен внеклассного времени становится признанной нормой сегодняшней школьной практики, вытесняющей интеллектуальное игровое общение. На наш взгляд, такая недооценка обращения к познавательной тематике в воспитательном процессе связана как с поверхностной теоретической осведомленностью педагогов о сущности данной проблематики, так и ее методической неразработанностью. Другими словами, профессиональная компетентность педагога-воспитателя как в области проявления интеллектуальных умений, так и в практической готовности осуществлять воспитательную работу остается значимой проблемой, требующей дальнейшего научного осмысления. Это обстоятельство также вытекает, в целом, из нынешнего состояния школьного воспитательного процесса. Сформированность познавательного интереса – черта воспитанности, основу которой составляет отношение к труду познания. Это высокого уровня мотив поведения, отношение духовного порядка, и методическая логика его формирования такова, что начинаясь в системе учебных занятий, обязательно продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы.
Важный интерес для творческого поиска в исследуемой области представляет наблюдение из практики В.А. Сухомлинского: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются «теоретики» и «мечтатели». «Теоретики» углубляются в детали явлений, докапываются до сущности, у них заметное тяготение к рассуждениям. «Мечтатели», «поэты» видят предмет или явление в его общих очертаниях, на них производят большое впечатление красота заката, грозовая туча, в то время как «теоретики» спрашивают, отчего небо в одно время бывает лазурным, в другое – алым…» [1].
Современному педагогу приходится работать в условиях:
- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
- ограниченности общения со сверстниками;
- неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
- разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Требования стандарта к организации внеурочной работы школьников:
– школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
– часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
– аудиторных занятий не должно быть более 50%
– все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Список использованной литературы:
- Михин С.Ю. Нескучная «продленка», или Особенности организации работы в группе продленного дня // Начальная школа. 2014. № 8. С. 77-80.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. – Т.1- 2.
Научный руководитель:
Узденова Зарема Кемаловна
кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: zarema1177@yandex.ru
Свежие комментарии