Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Шахимби Физиков – известный абазинский прозаик, поэт и публицист.

В данной статье хотелось бы остановиться на его поэме “Кинжал и ножницы”, рассматривая ее с точки зрения интересующих нас проблем: роли фольклорных традиций в становлении новописьменных литератур, формирования жанровой системы в национальной словесности.

В центре поэмы «Кинжал и ножницы» – трагическая судьба влюбленных друг в друга юноши и девушки. Корни трагедии – социальное положение влюбленных: он – сын дворянина, она – дочь крестьянина. Такая расстановка персонажей в сюжетах о любви, заканчивающихся трагически – общее место в позднем фольклоре и привычный штамп в молодых литературах. Нельзя сказать, что ситуация не имеет жизненных оснований (у всех народов, насколько мы можем судить, верхи не хотят родниться с низами), но когда причину несостоявшегося счастья сводят лишь к одному моменту – к социальному неравенству влюбленных, – явление обедняется, становится односторонним и, следовательно, приводит к неполноте изображения жизни.

Следуя установившейся традиции, Ш.Физиков находит и немало оригинального, творческого. Во-первых, он создает романтическую интригу. На окраине аула стоят два надгробных камня. На одном выбит рисунок кинжала, на другом – ножниц. Кинжал – символ мужчины, ножницы -женщины. Значит, под кинжалом похоронен мужчина, под ножницами -женщина. Но кто они? Почему не захоронены на общем кладбище? Ведь вне кладбища, согласно исламу, хоронят прелюбодеев и самоубийц.

Еще больше заинтриговывая читателя, поэт чуть-чуть приоткрывает
завесу над тайной, но не отвечает на естественно витающие вопросы:

Когда я прохожу мимо этих надгробий,

Я инстинктивно напеваю мотив песни,

Которую слышал в детстве от старухи-соседки.

Если взаправду, то была вовсе не песня,

А плач. В том плаче были слова:

«Пусть дорога будет недоброй

Тому, кто друзьям несет зло,

Кто убивает любовь.

Пусть след его не остается на земле…» [1;28].

О ком и о чем пела старуха? Кого она проклинает? Поэт и отвечает на эти вопросы.

Мастерство создания занимательной интриги – неоспоримая заслуга Ш. Физикова. Оно найдет продолжение в его творчестве и в произведениях других писателей.

Родились и росли в одном ауле мальчик Муса, сын дворянина, и Джана, дочь крестьянина. Они были друзьями. О социальном неравенстве не подозревали (это тоже свежо в литературе).

Моим юным героям

Высокие звезды сияли,

Солнце ласково светило им,

Небо улыбалось им [2; 31]

говорит поэт, и его аллегория прозрачна.

Шло время. Вырастали Муса и Джана. Окрепло их взаимное чувство. Однако любовь обернулась трагедией. Родители Мусы никак не могут допустить, чтобы их сын женился на безродной.

Персонажи поэмы, как стало привычным в литературе, разделились на два непримиримых лагеря: с одной стороны, социальные верхи, у которых сила и власть, гипертрофированные сословной спесью, с другой -беззащитная любовь. Силы слишком неравны. Муса и Джана, не приемля предательства своих чувств, не находя иного выхода, кончают жизнь самоубийством. Можно, конечно, упрекнуть поэта в схематическом разрешении конфликта, и это будет справедливо. Но надо, кажется, принять во внимание метод, в рамках которого творит поэт. Метод этот -фольклорно-романтический – не предусматривает реалистического исследования причинно-следственных связей и их психологического обоснования. Здесь важна идея, а не бытовая конкретика.

Муса и Джана – жертвы социального неравенства. Их убило само общество. Оно и после смерти не прекратило преследовать их: Мусу и Джану, как самоубийц, не погребли на аульском кладбище, где покоятся их деды и прадеды.

Поэт хотел убедить в бесчеловечности того миропорядка, в котором нет места гуманизму, и это ему удалось – в рамках того метода, который он над собой признает. Конечно, здесь нет речи об индивидуализации образов действующих лиц, о психологическом раскрытии их характеров, о бытовой конкретике. Поэма держится на идеях гуманизма; она будит добрые чувства в сердцах читателей, зовет их на борьбу со злом в любом его обличии. Чтобы идея стала выпуклее, поэт, говоря от своего имени – «мои герои», – как бы приближает их к читателю, делает их «знакомыми незнакомцами».

К достоинствам поэмы надо отнести и прозрачный поэтический язык, очень близкий к народно-разговорному, но литературно упорядоченному.

Произведение Ш. Физикова «Кинжал и ножницы» говорит о наличии в современной абазинской литературе разных видов сюжетно-повествовательной поэмы.

Литература

  1. Физиков Ш. Кинжал и ножницы: стихи и поэма. – Черкесск, 1967. на абазинском языке.-С.28
  2. То же издание. – С.31

 

Науч.рук.доц.Аргуянова Ф.К.