КЧГУ                                                               

 

Учебные программы не усматривают внеклассную работу во время обучения, но общеобразовательные школы включают в образовательный процесс внеклассную работу, которая направлена на всестороннее развитие личности.

Внеклассная работа является обязательной составляющей образовательного процесса, и ее планирование  индивидуально  для каждой школы и каждого учителя.

Задача внеклассной работы – всячески содействовать формированию устойчивых познавательных интересов.

Система внеклассной работы имеет ряд особенностей:

  1. Содержание внеклассной работы государственной программой не регламентируется, поэтому при подборе заданий для внеклассных заданий учитель исходит из общего уровня знаний и умений учащихся, связывая знания с текущим программным материалом.
  2. В зависимости от формы внеклассной работы продолжительность внеклассных занятий может составлять от 40 минут и до целого часа.
  3. Состав учащихся для внеклассных занятий может быть различным: учащиеся одного класса, либо разных классов. При этом группы создаются на добровольных началах.
  4. Материал, предлагаемый для внеклассной работы с учащимися должен быть занимательным либо по содержанию, либо по форме с использованием игр, элементов соревнования.

Положительная или отрицательная оценка внеклассной работы зависит от того, насколько интересно проходят занятия. Интересно тогда, когда расширяются знания, получаемые на уроках, когда решаются занимательные задачи, ставятся опыты, строятся модели, когда ребята знакомятся с современной литературой, обсуждают прочитанные книги, стихи. Для малышей хорош тот кружок, когда «занимательно и весело». Неинтересно, когда на внеклассных занятиях «нет ничего нового». Совершенно очевидно, что в основу внеклассной работы должны быть положены определенные принципы:

  1. Внеклассная работа должна способствовать всестороннему развитию личности, обеспечить участие школьников в различных видах деятельности – игровой, трудовой, познавательной, эстетической, спортивной.
  2. Роль и содержание разных видов деятельности должно меняться в соответствии с возрастом ребят.
  3. Внеклассная работа не должна носить только развлекательный характер, т.к. удовлетворение духовных потребностей должно быть связанно с преодолением трудностей. Речь идет о том, чтобы учащиеся не были созерцателями, потребителями, а были бы созидателями духовных ценностей.
  4. Деятельность детей должна носить общественно-полезный характер. Кружок технического моделирования может делать приборы, кукольный театр выступает перед школьниками и т.д.
  5. Необходимо соблюдать также принцип добровольности. В кружки дети должны прийти по своему желанию. Этому содействует тесная связь учебной и внеклассной работы. Урок должен питать и стимулировать внеклассную работу. Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольной работы учащихся под руководством учителя для возникновения и проявления у них познавательных интересов и творческой самостоятельности.

Значение внеклассной работы с младшими школьниками состоит в следующем:

  • Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
  • Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются при проведении соответствующих игр.
  • Внеклассная работа содействует воспитанию коллективизма и товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазеты соревнований на занятиях и т.д.).

Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить учебно-познавательный интерес учащихся, содействует развитию разнообразных способностей младших школьников.

Проанализируем различные виды учебно-познавательной внеклассной работы учащихся такие, как: игра, кружок, викторина, олимпиада, конкурс.

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Дети привыкли отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более, в этом нуждается ребенок, для которого игра – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.

Игра приучает детей к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих.

Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства.

Хотя ведущая деятельность младших школьников – учение, игра занимает важное место в жизни. Игры вне занятий способствуют отсутствию эгоизма,  сплочению и поддержке друг друга. Они создают особого рода практику в поведении ребенка и таким образом способствуют формированию таких ценных качеств личности, как сопереживание, дружба, коллективизм .

В учебной деятельности педагог стремиться сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к знаниям и потребностям в умственном труде.

Успешное решение этих задач – важнейший и наиболее эффективный путь умственного развития учащихся.

Формы внеклассной работы сегодня – это широкий спектр самых различных мероприятий. Наиболее формирующими учебно-познавательные интересы являются кружки, викторины, олимпиады, конкурсы, экскурсии и т.п.

Кружковая работа содействует развитию у детей учебно-познавательных интересов, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного раза в неделю. Методы проведения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и пр. Такие мероприятия способствуют развитию более высокого интереса к предмету.

Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательного интереса учащихся. Викторина состоит из вопросов различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка. Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся всего класса или параллельных классов, их интеллектуальных умений. Викторины бывают обзорными и тематическими. К викторине заранее объявить тему, чтобы дети подготовились по данному вопросу.

Экскурсии должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, связаны с учебными интересами учащихся.

Перед экскурсией необходимо подготовить детей к наблюдениям природы или процессов, связанных с посещением предприятий. Перед началом экскурсии детям ставятся задачи, что и как наблюдать, затем проводится обсуждение увиденного на экскурсии явления, отмечаются наиболее запомнившиеся моменты.

Олимпиада – одна из важных форм подготовки учащихся, развитие у них познавательного интереса к предмету и учебному процессу. В подготовительный период к олимпиаде по определенной теме необходимо привлекать детей для  решения более сложных заданий, добиваясь того, чтобы сам процесс поиска и, полученных затем ответов на вопрос, заинтересовал и приносил радость самому ученику. Задание составляется по материалу, полностью изученному в классе. На олимпиадах ученики выполняют задания самостоятельно и только письменно. Наибольшему развитию познавательного интереса способствуют такие формы внеклассной работы как праздники, вечера. Они способствуют развитию познавательной деятельности; устойчивого внимания, памяти,  пространственного воображения. В процессе их проведения дети совершенствуют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем, все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает урочные занятия.

Музыка, песни, стихи, праздничное оформление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстетические чувства. На вечерах и праздниках для развития познавательного интереса используются различные виды увлекательных заданий: задачи – шутки; вопросы в стихотворной форме; загадки; пословицы; поговорки; считалки.

Конкурсы – являются одной из форм внеклассной работы. Конкурсы развивают смекалку, находчивость, расширяют кругозор учащихся и формируют познавательный интерес у детей младшего школьного возраста. В конкурсе проходит соревнование между двумя командами. Вопросы заранее подготовлены учителем.

Основными источниками побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Чтобы заинтересовать младших школьников надо вызвать у них удивление, которое формирует любознательность и внимание. Учащиеся стремятся узнать что-то новое до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством может вызвать активную мыслительную деятельность учащихся. Привлечь внимание и вызвать удивление детей – это лишь начало возникновения интереса, который необходимо сделать довольно стойким. В игре иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности.

В разнообразных творческих играх формируется социальное самосознание, развиваются нравственные качества, формируются взаимоотношения детей. Способность детей к предмету развивается при использовании различных форм внеклассной работы, в которую следует привлекать младших школьников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.  Невысокий интерес многих учащихся к математике отрицательно влияет на качество знаний по этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. Если хорошо продумать систему внеурочных  занятий, можно качественно повысить интерес школьников к математике.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития младших школьников и постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.

 

 

Использованная литература

  1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Питер, 2002. – 156с.
  2. Сластенин В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и внеучебной деятельности. – М.: МПГИ, 2000. – 278с.
  3. Спивак А.В. Математический кружок. – М.: Посев, 2003. – 94с.
  4. Степанов В.А. Веселая математика для детей. – М., 2001. – 215с.
  5. Сухих И.Г. Занимательные материалы: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 224с.
  6. Фарков А.В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам //Математика. – 2006. – № 6. – С.18 – 24.
  7. Фарков, А.В. Математические кружки в школе. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 127с.
  8. Хазина Г.Г. Веселая математика в стиха. – М., 2001. – 87с.

 

Руководитель доцент Карабашева Р.Б.