ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Современная историческая наука не может полноценно развиваться без использования достижений предшествующих поколений ученых, накопленных ими знаний, выработанных исследовательских методов.

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Составом истории вообще служит исторический процесс, который открывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для её проведения.

Анализируя положение исторической науки, прежде всего надо сосредоточиться  на  внешних и внутренних факторах, оказывающее влияние  на развитие науки. К ним в первую очередь можно отнести, переливное состояние самого общества, находящегося в стадии социально-экономической и политической перемен. В этой обстановке недоверие значительной части общества к прежним схемам перемежается с восприимчивостью к псевдоисторическим и внешне эффектным, но далеким от науки сенсационным «открытиям»  и построениям. Альтернативой им может служить зачастую,  увы, не добротная современная научная продукция, а перепечатки дореволюционных или зарубежных трудов. Постепенно историю превращают в элемент «медийной культуры», чему динамично и успешно способствуют  средства массовой информации. Злоупотребляя возрастающий  и неудовлетворенный интерес людей к собственному прошлому, формируется жанр продукции, которую можно назвать «история на продажу», где затейливо переплетены выступления членов академического сообщества с беллетристическими интерпретациями, а нередко, и прямой вульгаризацией. К чести ряда серьезных каналов телевидения грань между занимательностью, художественностью и документальностью проводится четче, но ангажированность ряда передач и там нередко очевидна.

Однако процесс усиления государственных институтов и самой структуры власти способствует вырабатывание политических запросов ко всей сфере истории. Они требуют ответов на возникающие проблемы современности, но как вопросы, так и ответы не всегда учитывают глобальные, геостратегические задачи, стоящие перед обществом и государством, да и само состояние науки, ее ресурсные и кадровые возможности не всегда принимаются в расчет.

Современная историческая наука и исторической науки всех предшествующих эпох различается тем, что она формируется и растет в новом информационном времени, одалживая  у него свои методы и сама влияя на его развитие. Сейчас на первый план выходит задача не просто написания исторических трудов на ту или иную тему, а создание верифицированной истории, проверяемой большими и надежными базами данных, создаваемыми усилиями творческих коллективов. Использование Интернет-ресурсов, как правило, имеет двоякий характер – они способны, при правильно организуемом поиске, дать важную информацию из вторых рук (часто не добываемую самим исследователем), но в силу открытости системы и легкого доступа к ней, эта информация зачастую не достоверна, и не обработана в нужном историку ключе, содержит ошибки и просто фальсификаты. Кроме того, она имманентно носит фрагментарный характер и слабо структурирована. Явлением жизни в Интернете стало появление большого числа дилетантских сайтов, востребованных неопытным читателем, а возможно даже и управленческими структурами. Выход один. Ни в коем случае не вводить каких-либо запретов или ограничений, но создавать апробированные научным сообществом ресурсы с их лицензионной аккредитацией, в первую очередь – на сайтах ведущих университетов и институтов РАН.                                                                               В  XI веке  историческая наука в России оказалась в сложной ситуации, в результате чего произошла глубокая трансформация. Весьма сложные и многообразные перемены, произошедшие в ней, были обусловлено рядом причин, связанных с внутренней логикой ее развития как научной дисциплины, а также обстоятельствами, находящимися за пределами собственно науки. Социально-экономические и политико-идеологические перемены, произошедшие  в стране в конце 1980-х – начале 1990-х гг., оказала чрезмерное влияние на историческую науку в России. Огромный интерес к истории России, характерный для переломных моментов развития социума, нашел отклик у многих историков. В центре внимания оказались проблемы развития советского общества в ХХ в., прежде всего роль лидеров большевизма и КПСС в выработке стратегии развития страны и ее осуществлении. Советский период отечественной историографии был оценен многими российскими историками как особый идеологический феномен, лишенный научного содержания.           Публицистичность и дискуссионность присущие этому переходному этапу исторической науки России позволили выявить основные проблемы российской истории. Одновременно сложился достаточно широкий спектр мнений по кардинальным вопросам российской истории. Переосмысливая определенные события, процессов и личностей исторического прошлого,  ликвидации так называемых «белых пятен» истории, историческая наука России пришла к выводу о необходимости формулирования новых подходов к изучению исторического прошлого.

Историческая наука в России – это одна из самых проблемных областей науки. Достаточно обратиться к дискуссиям о школьном образовании, о стандартах 3 поколения по истории, о едином государственном экзамене по истории и его месте в системе «обязательных-необязательных дисциплин», об учебной литературе и т.д. В заключении хотелось бы отметить, что направлениями в историческом образовании является профессионализм, воспитание гражданственности и патриотизма через объективный неконъюнктурный анализ событий и фактов, на основе общегуманитарной культуры и междисциплинарности. При отсутствии глубокой внутренней культуры растет подражательность чужим культурам, что неизбежно обрекает нас на отставание. Ключевым предметом в обучении истории, наряду с историографией и методологией, является источниковедение. Именно эти дисциплины, наряду с исторической информатикой, позволяют воспитывать аналитиков, востребованных во всех сферах общественной деятельности.

Нельзя забывать и о моральной ответственности историка за экспертные оценки, за достоверность и объективность информации. У каждой профессии есть свой долг.

___________________________________________________________________

  1. Алаторцева, А.И. Советская историческая периодика: 1917 – середина 1930-х годов / А.И.
  2. Алаторцева. –         М.:     Наука,             –         256     с.
  3. Алексеева, Г.Д. Из истории разработки теоретических проблем в советской исторической науке (20-е — начало 30-х  гг. XX в.) / Г.Д.Алексеева. – М.:Институт российской истории РАН,   –            183     с.
  4. Алексеева. – М.: Институт российской истории РАН, 2003. – 352 с.

  1. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.