КЧГУ

Острая необходимость охраны и укрепления здоровья детей возникла в 90-е годы, когда уровень здоровья детских коллективов резко снизился по сравнению с аналогичным показателем за 60-70-е годы.

Современные тенденции развития дошкольного физического воспитания отражают возрастание роли научно обоснованных идей педагогики и обнов­ления содержания и организации деятельности ДОУ по оздоровлению детей.

В этот период научно-практической школой оздоровления детей им. Ю.Ф. Змановского предпринята методологическая попытка создать мат­рицу, по которой в XXI веке можно будет создавать технологию оздоровле­ния дошкольников. В ней выделены следующие аспекты:

  • методология формирования здорового образа жизни с учетом социо­культурной динамики дошкольного образования, жизненной стратегии семьи и коллектива, саморегуляции поведения и социальных технологий;
  • создание единства духовно-нравственного и физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, находящихся в разных фазах развития;
  • учет особенностей демографии и социального пространства;

– сопровождение воспитательно-образовательной работы муниципаль­ными и региональными органами административного управления.

Ю.Е. Антонов отмечает, что реализация этой технологии возможна на основе оптимальной самоорганизации коллективов детей, воспитателей, уче­ных, родителей.

В качестве контроля научно-практической школой рекомендуются ко­личественно-качественные характеристики желательного результата, вре­менные характеристики природосообразной культурожизнедеятельности. Отправной точкой внедрения технологии является определение исходных показателей здоровья и психического развития детей.

Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной ра­боты в современных дошкольных образовательных учреждениях, по мнению В.Г. Кудрявцева, связана с разработкой особого междисциплинарного науч­но-практического направления, которое он определяет как «развивающую педагогику оздоровления».

Продолжая идеи научно-практической школы Ю.Ф. Змановского, со­трудники института дошкольного образования и семейного воспитания РАО разрабатывают их на «стыке» таких наук, как возрастная физиология, педи­атрия, детская психология.

В центре исследований этого направления лежат представления о здоро­вом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского разви­тия. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.

Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилакти­ческих мер, а как форма развития, расширения психофизиологических воз­можностей детей. Работа по развитию здоровья не может полностью вестись исключительно медицинскими методами. Данные положения стали ключе­выми в педагогике оздоровления.

В настоящее время происходит осознание важности учета психологиче­ских свойств личности, сбережения здоровья не только в идеологии, но и на практике. По сути наблюдается нарастающая психологизация дошкольного образования, усиление психолого-педагогической поддержки ребенка, как необходимого условия личностно-субъективного образования.

Важным этапом преобразований в области охраны и укрепления здоро­вья дошкольников являлся этап развития нового направления – педагогиче­ской валеологии. Практическая апробация инновационных идей позволила определить основные направления совместной деятельности педагогов, пси­хологов, медицинских работников по охране и укреплению здоровья детей в условиях образовательных учреждений.

Новые взгляды, реальные основы системы непрерывного валеологиче- ского образования дошкольников, учащихся создают благоприятные предпо­сылки для формирования гармонично развитой личности в условиях психо­логического комфорта и нашли отражение в практической деятельности ин­новационных образовательных учреждений.

Организация непрерывного валеологического образования имеет четко обозначенную структуру, детерминированную типом образовательного уч­реждения, отвечает современным требованиям и запросам общества. Однако, как показывает практика, валеологизация образовательного процесса в ДОУ чаще направлена на формирование знаний детей о строении и функ­циях организма, мерах безопасности, что приводит к расширению содержа­ния образования, избыточной для понимания дошкольника информации, не обеспечивает личностно-деятельностный подход для активизации потребно- стно-мотивационной сферы детей в единстве ее когнитивного, эмоциональ­ного и поведенческого компонентов. Эффективность валеологического обра­зования дошкольников, с точки зрения востребованных знаний, на основе ко­торых осуществляются действия саногенного характера, зависит прежде все­го от совместной оздоровительной деятельности детей и взрослых.

Уровень культуры общества все в большей мере определяется степенью раскрытия и эффективностью использования индивидуальных человеческих особенностей, в том числе и физических. В системе культурных общечелове­ческих ценностей высокий уровень здоровья и двигательного развития во многом обусловливает возможность освоения всех составных ценностей и в контексте составляет основу, без которой процесс становления личности ма­лоэффективен. Высокий уровень двигательного развития представляет для ребенка самостоятельную ценность, так как является фундаментом для жиз­недеятельности, а также для сохранения здоровья и положительного психо­эмоционального состояния. Один из резервов оптимизации процесса физиче­ского воспитания и двигательного развития детей – осуществление индиви­дуально-дифференцированного подхода, позволяющего обеспечить макси­мальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности, самостоя­тельности. Поэтому преобразования здоровьесберегающей деятельности и физического воспитания ведутся в ДОУ в направлении их индивидуализации и дифференциации.

Разработка и сочетание современных индивидуальных методик оздоров­ления, закаливания, воспитания позволяют добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада (до 50 % снижаются общая за­болеваемость, обострение хронических заболеваний, повышается резистент­ность детского организма).

Исследователи выдвигают разные критерии, лежащие в основе индиви­дуально-дифференцированного физического воспитания. Однако разнопла­новость интересных и весьма значимых данных в настоящее время затруд­няет решение вопроса о наиболее эффективной реализации индивидуально- дифференцированного подхода в системе физического воспитания дошколь­ников. Несмотря на то, что в научно-методической литературе раскрыты ме­ханизмы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода, в практике не всегда удается преодолеть узкомедицинские и узкопедагогиче­ские подходы к его реализации.

Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН доказывают, что рационально организованная двигательная актив­ность – мощное оздоровительное средство для дошкольников.

Благодаря разработке М. Руновой медико-педагогических принципов организации динамических моделей режима дня и двигательной деятельно­сти оказалось возможным определить в качестве приоритетного метода со­хранения и укрепления здоровья детей рациональное использование разно­образных средств и форм двигательной активности дошкольников, соответ­ствующих научно обоснованным гигиеническим нормативам.

Результаты анализа специальной литературы свидетельствуют о том, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования системы физического воспитания дошкольников может быть его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии из­бранных элементов, технологий спортивной тренировки в интересах совер­шенствования содержания и форм организации физического воспитания в школах и ДОУ.

По мнению Л.И. Лубышевой, в процессе адаптирования техноло­гических достижений в области спорта в интересах целенаправленного пре­образования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эф­фективного способа такого преобразования. При этом в названной концеп­ции отмечается, что цели физической тренировки ребенка определяются не­обходимостью создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала. Специфика ее содержания связана с возрас­тными особенностями растущего организма и обусловлена этими ограниче­ниями форм физической нагрузки, их интенсивности.

Как указывает Ю.К. Чернышенко, для практической реализации идеи конверсии технологии спортивной тренировки педагог должен решить ряд задач, а именно:

  • поиск эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя технологии спортивной тренировки;
  • выявление доступных пределов и возможных допусков при переносе технологии на решение задач физического воспитания дошкольников;

– соответствующая технологии модификация рабочих операторов – систем упражнений, принципов и методов их применения.

Анализ опыта работы ряда инновационных ДОУ России показывает, что основное внимание на современном этапе уделяется разработке лечебно- оздоровительных технологий. Спектр оздоровительных средств и методов, применяемых в этих ДОУ, достигает до 40 наименований и не уступает та­ковому в специализированных лечебных учреждениях: фитотерапия, баль­неотерапия, массаж, ЛФК, апитерапия, аромотерапия, профилактика йодо- дефицитных и простудных заболеваний, прием адаптогенов, музыкотера- пия и т.д.

Не отрицая их ценности и значимости в восстановлении здоровья детей, зададимся вопросами: насколько целесообразно применение ряда процедур при постоянном росте числа аллергических заболеваний? Соответствует ли такое количество процедур функциональным возможностям детского орга­низма? Не снижается ли роль самого ребенка в овладении конкретными приемами, способствующими сохранению и укреплению здоровья? Как влияют эти процедуры на активную, повседневную деятельность, поддержи­вающую и тело, и душу в стабильном, рабочем, радостном состоянии?

Создается ситуация, когда практика, опережая науку, стремится вне­дрить методики оздоровления, характерные для медицинских учреждений. И сегодня назрела настоятельная необходимость методического и медицинско­го обоснования условий внедрения в практику дошкольных учреждений комплекса новейших лечебно-профилактических технологий, адекватных функциональным возможностям каждого ребенка. Безусловно, новейшие ле­чебно-профилактические технологии требуют использования новейших ди­агностических методик. На наш взгляд, такой подход будет способствовать эффективности комплекса медико-психолого-педагогической реабилитации детей с проблемами здоровья.

Систематизируя инновационные преобразования в сфере оздоровления детей в дошкольных учреждениях, их можно представить как основные век­торы деятельности, направленные:

  • на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъ­ектов педагогического процесса;
  • разработку технологий медико-психолого-педагогического сопрово­ждения ребенка в образовательном процессе;
  • внедрение мониторинговой системы результативности здоровьесбе- регающей деятельности;
  • организацию комфортной образовательной среды;
  • разработку и внедрение в образовательный процесс здоровьесбере- гающих технологий;
  • создание адаптивной модели организации образовательного процес­са, учитывающей состояние здоровья ребенка и его индивидуальные лично­стные особенности;

на развитие образовательного пространства, стимулирующего сози­дательную направленность ребенка в отношении собственного здоровья.