КЧГУ
Острая необходимость охраны и укрепления здоровья детей возникла в 90-е годы, когда уровень здоровья детских коллективов резко снизился по сравнению с аналогичным показателем за 60-70-е годы.
Современные тенденции развития дошкольного физического воспитания отражают возрастание роли научно обоснованных идей педагогики и обновления содержания и организации деятельности ДОУ по оздоровлению детей.
В этот период научно-практической школой оздоровления детей им. Ю.Ф. Змановского предпринята методологическая попытка создать матрицу, по которой в XXI веке можно будет создавать технологию оздоровления дошкольников. В ней выделены следующие аспекты:
- методология формирования здорового образа жизни с учетом социокультурной динамики дошкольного образования, жизненной стратегии семьи и коллектива, саморегуляции поведения и социальных технологий;
- создание единства духовно-нравственного и физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, находящихся в разных фазах развития;
- учет особенностей демографии и социального пространства;
– сопровождение воспитательно-образовательной работы муниципальными и региональными органами административного управления.
Ю.Е. Антонов отмечает, что реализация этой технологии возможна на основе оптимальной самоорганизации коллективов детей, воспитателей, ученых, родителей.
В качестве контроля научно-практической школой рекомендуются количественно-качественные характеристики желательного результата, временные характеристики природосообразной культурожизнедеятельности. Отправной точкой внедрения технологии является определение исходных показателей здоровья и психического развития детей.
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях, по мнению В.Г. Кудрявцева, связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое он определяет как «развивающую педагогику оздоровления».
Продолжая идеи научно-практической школы Ю.Ф. Змановского, сотрудники института дошкольного образования и семейного воспитания РАО разрабатывают их на «стыке» таких наук, как возрастная физиология, педиатрия, детская психология.
В центре исследований этого направления лежат представления о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма.
Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Работа по развитию здоровья не может полностью вестись исключительно медицинскими методами. Данные положения стали ключевыми в педагогике оздоровления.
В настоящее время происходит осознание важности учета психологических свойств личности, сбережения здоровья не только в идеологии, но и на практике. По сути наблюдается нарастающая психологизация дошкольного образования, усиление психолого-педагогической поддержки ребенка, как необходимого условия личностно-субъективного образования.
Важным этапом преобразований в области охраны и укрепления здоровья дошкольников являлся этап развития нового направления – педагогической валеологии. Практическая апробация инновационных идей позволила определить основные направления совместной деятельности педагогов, психологов, медицинских работников по охране и укреплению здоровья детей в условиях образовательных учреждений.
Новые взгляды, реальные основы системы непрерывного валеологиче- ского образования дошкольников, учащихся создают благоприятные предпосылки для формирования гармонично развитой личности в условиях психологического комфорта и нашли отражение в практической деятельности инновационных образовательных учреждений.
Организация непрерывного валеологического образования имеет четко обозначенную структуру, детерминированную типом образовательного учреждения, отвечает современным требованиям и запросам общества. Однако, как показывает практика, валеологизация образовательного процесса в ДОУ чаще направлена на формирование знаний детей о строении и функциях организма, мерах безопасности, что приводит к расширению содержания образования, избыточной для понимания дошкольника информации, не обеспечивает личностно-деятельностный подход для активизации потребно- стно-мотивационной сферы детей в единстве ее когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Эффективность валеологического образования дошкольников, с точки зрения востребованных знаний, на основе которых осуществляются действия саногенного характера, зависит прежде всего от совместной оздоровительной деятельности детей и взрослых.
Уровень культуры общества все в большей мере определяется степенью раскрытия и эффективностью использования индивидуальных человеческих особенностей, в том числе и физических. В системе культурных общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья и двигательного развития во многом обусловливает возможность освоения всех составных ценностей и в контексте составляет основу, без которой процесс становления личности малоэффективен. Высокий уровень двигательного развития представляет для ребенка самостоятельную ценность, так как является фундаментом для жизнедеятельности, а также для сохранения здоровья и положительного психоэмоционального состояния. Один из резервов оптимизации процесса физического воспитания и двигательного развития детей – осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности. Поэтому преобразования здоровьесберегающей деятельности и физического воспитания ведутся в ДОУ в направлении их индивидуализации и дифференциации.
Разработка и сочетание современных индивидуальных методик оздоровления, закаливания, воспитания позволяют добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада (до 50 % снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, повышается резистентность детского организма).
Исследователи выдвигают разные критерии, лежащие в основе индивидуально-дифференцированного физического воспитания. Однако разноплановость интересных и весьма значимых данных в настоящее время затрудняет решение вопроса о наиболее эффективной реализации индивидуально- дифференцированного подхода в системе физического воспитания дошкольников. Несмотря на то, что в научно-методической литературе раскрыты механизмы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода, в практике не всегда удается преодолеть узкомедицинские и узкопедагогические подходы к его реализации.
Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН доказывают, что рационально организованная двигательная активность – мощное оздоровительное средство для дошкольников.
Благодаря разработке М. Руновой медико-педагогических принципов организации динамических моделей режима дня и двигательной деятельности оказалось возможным определить в качестве приоритетного метода сохранения и укрепления здоровья детей рациональное использование разнообразных средств и форм двигательной активности дошкольников, соответствующих научно обоснованным гигиеническим нормативам.
Результаты анализа специальной литературы свидетельствуют о том, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования системы физического воспитания дошкольников может быть его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов, технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в школах и ДОУ.
По мнению Л.И. Лубышевой, в процессе адаптирования технологических достижений в области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования. При этом в названной концепции отмечается, что цели физической тренировки ребенка определяются необходимостью создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала. Специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловлена этими ограничениями форм физической нагрузки, их интенсивности.
Как указывает Ю.К. Чернышенко, для практической реализации идеи конверсии технологии спортивной тренировки педагог должен решить ряд задач, а именно:
- поиск эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя технологии спортивной тренировки;
- выявление доступных пределов и возможных допусков при переносе технологии на решение задач физического воспитания дошкольников;
– соответствующая технологии модификация рабочих операторов – систем упражнений, принципов и методов их применения.
Анализ опыта работы ряда инновационных ДОУ России показывает, что основное внимание на современном этапе уделяется разработке лечебно- оздоровительных технологий. Спектр оздоровительных средств и методов, применяемых в этих ДОУ, достигает до 40 наименований и не уступает таковому в специализированных лечебных учреждениях: фитотерапия, бальнеотерапия, массаж, ЛФК, апитерапия, аромотерапия, профилактика йодо- дефицитных и простудных заболеваний, прием адаптогенов, музыкотера- пия и т.д.
Не отрицая их ценности и значимости в восстановлении здоровья детей, зададимся вопросами: насколько целесообразно применение ряда процедур при постоянном росте числа аллергических заболеваний? Соответствует ли такое количество процедур функциональным возможностям детского организма? Не снижается ли роль самого ребенка в овладении конкретными приемами, способствующими сохранению и укреплению здоровья? Как влияют эти процедуры на активную, повседневную деятельность, поддерживающую и тело, и душу в стабильном, рабочем, радостном состоянии?
Создается ситуация, когда практика, опережая науку, стремится внедрить методики оздоровления, характерные для медицинских учреждений. И сегодня назрела настоятельная необходимость методического и медицинского обоснования условий внедрения в практику дошкольных учреждений комплекса новейших лечебно-профилактических технологий, адекватных функциональным возможностям каждого ребенка. Безусловно, новейшие лечебно-профилактические технологии требуют использования новейших диагностических методик. На наш взгляд, такой подход будет способствовать эффективности комплекса медико-психолого-педагогической реабилитации детей с проблемами здоровья.
Систематизируя инновационные преобразования в сфере оздоровления детей в дошкольных учреждениях, их можно представить как основные векторы деятельности, направленные:
- на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса;
- разработку технологий медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе;
- внедрение мониторинговой системы результативности здоровьесбе- регающей деятельности;
- организацию комфортной образовательной среды;
- разработку и внедрение в образовательный процесс здоровьесбере- гающих технологий;
- создание адаптивной модели организации образовательного процесса, учитывающей состояние здоровья ребенка и его индивидуальные личностные особенности;
на развитие образовательного пространства, стимулирующего созидательную направленность ребенка в отношении собственного здоровья.
Свежие комментарии