КЧГУ

Социально-экономические преобразования российского общества, поиск ценностных ориентиров воспитания повышают интерес исследователей к научному потенциалу, накопленному педагогической мыслью, в том числе западной школы, в целях решения задач в области гуманизации воспитания и развития личности. В связи с актуализацией общечеловеческих ценностей в сфере воспитания и обучения, переосмысления идеологических установок педагогики представляется значимым изучение гуманистических идей о воспитании деятеля эпохи Просвещения Жан – Жака Руссо.

В истории советской педагогической науки имя Жан-Жака Руссо и его педагогическое наследие не получили адекватной оценки и широкого распространения. Однако именно в настоящее время, когда в отечественном образовании остро стоят такие проблемы,  как развитие гуманистической направленности процессов воспитания и обучения; грамотная организация условий, предметной среды, способствующей развитию гармоничной и целостной личности, рассмотрение воспитания, как основного процесса социализации личности, поиск новых методов и средств воспитания подрастающего поколения и пересмотр уже имеющихся накопленных педагогической теорией и практикой, обращение к гуманистическим идеям воспитания Ж.-Ж. Руссо является особо актуальным, так как именно он своими педагогическими идеями предвосхитил многие вопросы, поставленные современным обществом перед государством, семьей, педагогами. Проблемы современного воспитания широко представлены и проанализированы в трудах Б. М. Бим-Бада, Е. В. Бондаревской, О. С. Газман, В. В. Давыдова, З. И Равкина и других.

 

Взгляды Руссо на проблемы воспитания с различной глубиной и широтой нашли отражение в работах таких авторов, как В. А. Васильев, А. Г. Дворцов, Э. Демолен, Е. Зейлигер-Рубинштейн, Н. К. Крупская, и др.

Не умаляя значимости и важности проведенных исследований и учитывая многогранность и инновационный характер творчества Ж.- Ж. Руссо, отметим, что его общественно-просветительская деятельность и педагогическое творчество с позиции тематического подхода в современном контексте воспитания до настоящего времени не получили достаточно целостного и всестороннего исследования.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778гг.) – один из ярких представителей эпохи Просвещения. Идеи демократизма, уважения к природе личности ребенка представляют собой основу гуманизма педагогической концепции Руссо, в которой воплощены идеи развития индивидуальности и общества в целом, воспитания личности с опорой на общечеловеческие ценности. Его концепция является образцом инновационного характера в педагогике, представляет собой вклад в развитие гуманистической мысли и в связи с этим должно быть включено в современный контекст воспитания.

Целой плеядой французских просветителей XVIII века, в которую входил Жан–Жак Руссо, были заложены основы гуманистической педагогики. Достаточно полно они получили воплощение в педагогической концепции Жан – Жака Руссо. При обосновании целей педагогической концепции воспитания Руссо исходил из западноевропейских образовательных инноваций, из демократических ценностей эпохи Просвещения. При анализе становления и развития концептуальных положений гуманистического воспитания мыслителя было выявлено, что его творчество было опосредовано идеями французских, английских философов, собственно демократическим мировоззрением и общественным движением во Франции данного периода.

Педагогическое наследие Руссо представляет значительный вклад в развитие гуманистической педагогической мысли, а его «свободное и естественное воспитание» определяет стержневую сущность гуманистической направленности педагогической концепции и предвосхищает ведущие тенденции развития мировой педагогики и современных теорий воспитания. Основываясь на принципах сенсуализма, Руссо исповедует очевидный педагогический оптимизм, основанный на презумпции уважения личности ребенка и раздельном воспитании детей по социально биологическому половому признаку, физическому и трудовому воспитанию, недопущения форсирующего и иного другого насилия над естественным процессом созревания ребенка, неприемлемости механического заучивания неосмысленных сведений, ориентации на обучение самостоятельным действиям, развитие природных способностей – объективно заложил фундамент радикальной и масштабной реформы педагогики XVIII – XIX вв.

Педагогическая концепция Руссо как практико-ориентированная система, воплотившая гуманистические идеи эпохи Возрождения и соединившая их с инновационными процессами общественно-педагогического движения эпохи Просвещения, явилась важной попыткой Руссо обоснования антропологического и аксиологического подходов в теории и практики воспитания и обучения.

Для современных образовательных учреждений исторически значимой является защита Руссо гуманистического стиля отношений между педагогом и ребенком, установление между ними субъектно-субъектных взаимоотношений, стимулирующих их саморазвитие, исключающих принуждение и насилие.

Пронизанное идеями демократизма и гуманизма, педагогическое новаторство сегодня органично входит в мировую историю образования, науки культуры, включая российскую историю педагогики. Концептуальные идеи Руссо, несомненно, являются актуальными для современной парадигмы воспитания. Они могут быть использованы при дальнейшей разработке теорий воспитания, а также в реформировании российского образованиях на принципах гуманизма.

Востребованность педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо в значительной степени определяется противоречивостью этого наследия. Оно по своей инновационности и масштабности намного опережало время, поэтому его педагогические воззрения не всегда находили понимание и отклик у современников, зачастую подвергались критике и в конечном итоге оказались невостребованными. Затронув глобальные вопросы обучения и воспитания личности, Ж.- Ж. Руссо не мог в принципе реализовать их на практике. По убеждению Руссо, подлинное воспитание всегда проблемно, как для педагога, так и для его воспитанников. Беспроблемное обучение – это синоним формального, механического научения. Но педагог не должен находиться в положении человека, знающего окончательные ответы на все поставленные вопросы. Вопросы, заданные детям, по мнению Руссо, должны быть проблемными и для самого педагога. Такой подход является стимулом для дальнейшего развития современной теории проблемного обучения.

 

Показательно, что многие концептуальные педагогические идеи Руссо были активно восприняты педагогикой Западной Европы и в России. Так, педагогика Л. Н. Толстого, одна из самых известных в дореволюционной российской педагогике XIX века, имеет много точек сопряжения с педагогической концепцией Ж.-Ж. Руссо. Толстой, как и Руссо, верил в добрые начала, заложенные природой в любого человека, отстаивал ненасилие как ценность, полагал, что, воспитание должно создавать действия для самовыражения и свободного развития ребенка и исключать принуждение и насилие над ним. В педагогической концепции Руссо, Толстой рассматривает ненасилие как нравственный принцип взаимодействия людей, как отношение человека к человеку, в основе которого свобода, интерес и толерантность к людям.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что педагогическое наследие Руссо принадлежит не только истории образования, но должно быть востребовано современной педагогикой и методикой воспитательной работы, осваивающей гуманистические традиции и новации образования.

 

Литература:

 

 

  1. Гельвеций, К.А. О человеке / К.А. Гельвеций // Соч.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1974. – 676 с.
  2. Дидро, Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «о человеке» / Д. Дидро // Соч.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1975. – 604 с.
  3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Изд. группа «Форуси – Инфра – М», 1998. – 272 с.
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
  5. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
  6. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: учеб. пособие. – М.: Гардарик, 2002. – 603 с.
  7. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
  8. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.Ж. Руссо // Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе. – М.. 1981. Т. 1.
  9. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с.
  10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов.– М.: Просвещение, 1971.
  11. Фейхтвангер, Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо: Роман / Л. Фейхтвангер // Пер. с нем. И. Горкиной, И. Горкина; Худож. оформ. С. Овчаренко, В. Шевченко. – Харьков: Фолио, 1995. – 399 с. – (Золотой век).