МКОУ СОШ №8      им. Ш.Х. Джатдоева с. Римгорское

Современные исследователи отмечают, что настоящее время характеризуется как глобальная информационная революция, которая очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Информационная революция оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, определяет движение к совершенно новому типу общества – информационному. Информатизация общества, в том числе и системы образования, накладывает определенные требования к процессу формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Социальные изменения, сопровождающие информационную революцию столь же значительны, как процессы технологической и экономической трансформации. Деятельность людей сегодня все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Современное материальное производство и социальная сфера нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств.

Порожденные информационной революцией новейшие способы коммуникационного взаимодействия по своим имманентным возможностям обладают способностью консолидации и дезорганизации жизни социальных сообществ и властных структур и институтов. Именно в коммуникационных сетях срабатывают информационные потоки, связанные с решением разноуровневых проблем того или иного сообщества, через них идет трансляция обнаруживаемых подходов к решению таковых, аккумуляция новых смыслов [3].

В современном мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Поток информации, обрушившийся на человека, привел к информационному кризису, имеющему следующие проявления:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;
  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Известный социолог Ф. Уэбстер, проведя анализ разных подходов, вывел пять отличных друг от друга определений информационного общества, связав их с «параметрами идентификации новизны»:

  • Технологическое – основанное на идее о социальном переустройстве посредством внедрения в оборот большого объёма технологических инноваций.
  • Экономическое – предполагающее «учёт ценности информационной деятельности».
  • Связанное со сферой занятости – оценивающее общество с позиции занятости в сфере услуг.
  • Пространственное – рассматривающее появление информационных сетей как основной критерий перехода к новому типу цивилизации.
  • Культурное – вытекающее из интенсивного роста информации используемой в повседневной жизни[5].

Растущая зависимость общественной и личной практики от информации, необходимость обеспечения всех сторон и сфер жизнедеятельности общества привели к тому, что информация все больше выделяется как особый самостоятельный фактор процесса производства, особая сфера общественного разделения труда – инфосфера и особый вид экономического ресурса – информационный ресурс. Большинство исследователей относят информационный ресурс к числу стратегических, справедливо полагая, что именно он определяет долговременные тенденции развития научно-технического прогресса и общества в целом. В экономическом и политико-экономическом аспектах понятие информационного ресурса нельзя оторвать от главной особенности человечества – целесообразной осознанной деятельности, от общественной практики. С этой точки зрения информационный ресурс есть совокупность научно-технических и научно-гуманитарных знаний, воплотивших производственно-технический и социальный опыт человечества, необходимый для выживания и развития в условиях противоречивого, но взаимосвязанного мира. Информационный ресурс должен обеспечить условия равновесия и прогрессивного развития конкретной социально-экономической системы.

В наше время все в большей мере на первый план выходит информация и знание, используемые в производственной и во всей практической деятельности человека. «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» – пишет Д. Белл[1].

Знание всегда как бы оживляло материал и энергию, оно всегда было важнейшим фактором материального производства. «Знание и могущество человека совпадают» – утверждает Э. Тоффлер.

 Таким образом,  на первый план сегодня выдвигается не сбор информации, а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному заказчику[4]. Боле того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, – находим у Э. Дайсона – Сложности нашего общества и возможности «цифрового века» – накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения[2].

инЛитература

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. – С. 171. – 1
  2. Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. – М: Бизнес и компьютер, 1998. – С. 121. – 4
  3. Павлова Е.Д. Культура и власть в информационном обществе // Вопросы культурологи. – № 7. – 2008. – С. 43. – 9
  4. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. – М: ООО “Издательство АСТ”, 2001. – С. 522. – 11
  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества (пер. с англ.) / Уэбстер Ф. М.: Аспект пресс, 2004. – С. 112. – 12