ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Модернизация российской системы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжают оставаться крайне актуальными.

По мнению Филиппова В., реформа – это изменение сути образования, заключающейся в его бесплатности, соблюдении государственных стандартов, а модернизация – это «осовременивание».

Кузьминов Я. считает, что в современных условиях российское образование нуждается не в реформе, а в модернизации, когда извне поступают ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы. Но организационно – экономические механизмы, обеспечивающие образование, нуждаются именно в радикальной реформе.

По мнению Мельникова И., «Концепция модернизации образования», рассмотренная на Госсовете, содержала немало конкретных шагов, направленных на улучшение финансирования образования, повышение уровня жизни и социального статуса работников данной сферы. Однако, после рассмотрения данного документа Правительством РФ, из Концепции была удалена её социальная направленность, исключены положения, связанные с увеличением финансирования, социальной поддержкой педагогических работников.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

В ближайшее время предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.

Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:

– прогнозирование потребностей рынка труда, создание кооперации сети образовательных учреждений, рекрутинговых агентств, служб занятости;

– информатизация образования и оптимизация методов обучения использование технологий открытого образования;

– углубление интеграционных и междисциплинарных программ, их соединение;

– оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

– радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений и др.

Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в современных условиях являются:

– реализация и совершенствование правовой базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии с Конституцией РФ;

– разработка мер, способствующих выполнению системами высшего и послевузовского профессионального образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению;

– формирование и обеспечение социально – экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;

– увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний, развитие культуры и искусства;

– обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализации форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

– совершенствование научно – исследовательской и научно – технической деятельности ВУЗов и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники, необходимой инфраструктуры;

– разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного (повышение квалификации и переподготовка специалистов), для обеспечения приоритетных направлений научно – технического прогресса;

– развитие участия ВУЗов в международной деятельности РФ на принципах эквивалентности и экономической целесообразности и др.

В процессе осуществления указанных мер ожидается достижение следующих результатов:

– удовлетворение потребностей граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;

– повышение качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;

– повышение конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда;

– интенсификация и индивидуализация обучения, реализация современных информационных технологий, развитие у студентов навыков самообразования;

– развитие системы дистанционного обучения;

– вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;

– расширение участия российских ученых, работников ВУЗов в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;

– реализация и совершенствование современных технологий изучения иностранных языков;

– создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных инноваций в образовательный процесс и др.

Большое внимание уделяется разработке механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться и внедряться с учётом региональной специфики.

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности высшей школы будут расширены масштабы её финансовой государственной поддержки, в том числе – в форме грантов на конкурсной основе.

Финансовое обеспечение системы образования и установленных мероприятий необходимо осуществлять путём увеличения бюджетного финансирования образования и привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования рассчитываются, исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий работникам системы образования, обучающимся.

Предполагается постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней на функционирование системы образования.