КЧГУ

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников.

Многие ведущие российские ученые такие, как В.А.Гусев, Г.В.Дорофеев, Н.Б.Истомина, Ю.М.Колягин, Л.Г.Петерсон и другие, отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «Начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка»

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Но чтобы решить проблему, нужно понять ее суть, сформулировать задачу словесно, создать математическую интерпретацию решаемой проблемы, выбрать методы и способы достижения поставленной цели. Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Поскольку процесс решения текстовой задачи зачастую может быть организован не единственным образом, то важным показателем математической обученности является его умение выбрать наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Поэтому очень важно научить школьников в широком смысле слова работать с задачей.

Каждая конкретная учебно-математическая задача предназначена для достижения чаще всего не одной, а нескольких целей: педагогической, учебной, дидактической, а формулировки этих целей подсказывает содержание самой задачи. Справедливо считать, что любая задача, включенная в урок, должна быть обязательно решена на этом уроке, решение доведено до конца и записано соответствующим образом. В результате деятельность учащихся на уроке зачастую однообразна, так как наполнена большим объемом механической и непродуктивной работы. Чтобы этого избежать и чтобы дети не уставали на уроке, с энтузиазмом принимались за работу, необходимо использование разнообразных форм и методов проведения урока в целом и решения текстовых задач в частности. Вариативность методов обучения математике помогает учащимся глубже окунуться в тему, более осознанно усвоить учебный материал, научиться общаться с коллективом, развивать самостоятельность.

Проблема использования алгоритма при решений текстовых задач в современной школе приобретает все большую актуальность.

В начале нашей статьи попытаемся раскрыть смысл основных понятий.

Прием обучения можно определить как составную часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисовано некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами. Ситуация обязательно содержит определенную зависимость между этими численными компонентами. Таким образом текст задачи можно рассматривать как словесную модель реальной действительности. [1, c 266].

Текстовая задача – это задание по нахождению некоторого результата, в котором (задание) действия по его достижению не указаны, но в условии дана основная часть информации, необходимой для того, чтобы определить и выполнить нужное действие.

Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действие и дать ответ на вопрос задачи. [2,c 174].

Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Независимые инструкции могут выполняться в произвольном порядке, параллельно, если это позволяют используемые исполнители. [5]

Методическая наука не дает однозначного ответа на вопрос: «Как научить решать задачи?». В материалах государственных стандартов школы России отмечается, что формирование представлении учащихся натуральном числе и нуле должно происходить в процессе решения практических задач с одновременным приобретение опыта в решении текстовых задач.

Особое значение для развития навыков решения текстовых задач в начальных классах имеют результаты психолого – педагогических исследовании и теоритических изыскании в области построения теории развивающего обучения – Л.С.Выготский, Ж. Пиаже, Л.В Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я Гальперин, Н.Н Поддъяков, Л.А. Венгер и д р.

Для нас имеют большой интерес работы А. В Белошистой, Н.Б. Истоминой, П.М Эрдниева в исследуемом направлении.

Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. К ним относятся:

  • чтение и осмысление текста задачи. При этом предполагается, что ученики понимают значение каждого слова в тексте задачи и мысленно представляют ситуацию изложенную в ней;
  • выявления в тексте задачи условия (известных и неизвестных величин) и вопроса требования;
  • установления связи между данными и между данными и искомыми величинами (между условием и вопросом задачи). И на этой основе умение смоделировать отношение, данные в задаче (перевести ее на язык математических схем, символов и отношений);
  • составление плана решения задачи и выбор арифметического действия для ее решения;
  • записи решения и ответа задачи;
  • работа над задачей после ее решения.

Названные этапы являются этапами, составляющими модель методической деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач. [4, c. 129-130].

Успех работы над текстовыми задачами зависит от ряда факторов. Самыми важными из являются:

  • сознательное усвоение условия задачи;
  • установление отношений между данными задачи и между данными и искомыми;
  • логический разбор задачи и последовательность выбора действий для решения текстовой задачи;
  • наличие записи решения задачи (в виде развернутого плана, в действии с последующим пояснением, в виде математического выражения);
  • самостоятельность работы учащегося над задачей [4, c 129]

Современный учитель призван не только дать школьникам определенные знания и сформировать умения, но и научить их ду­мать, догадываться и рассуждать, рацио­нально решать те или иные проблемы. Учителю необходимо создать действенные и эффективные условия для развития поз­навательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого начала, чему способствует работа с алгоритмами, кото­рая проводится в три этапа.

Этап 1. Составление алгоритма.

Этап2. Освоение алгоритма в ходе хо­ровых и индивидуальных рассуждений о выполнении действий (с опорой и без опо­ры на карточку с описанием алгоритма), индивидуального опроса (по желанию) с отметкой, выставляемой в журнал.

Этап 3. Применение алгоритма.

Одна из основных проблем, которая стоит перед учителем начальных классов, — научить школьников решать задачи. Для ее разрешения можно составить алгоритмы осмысления и решения задачи. Приведем их примеры.

Алгоритм осмысления задачи

  1. Прочитай правильно задачу и поставь логическое ударение.
  2. Представь ситуацию, описанную в задаче.
  3. Разбей задачу на смысловые части.
  4. Переформулируй текст задачи:
  • замени термин содержательным опи­санием или замени содержательное описа­ние терминами;
  • исключи части текста, не влияющие на результат решения;
  • измени порядок слов и предложений, дополни текст пояснениями.
  1. Построй модель1.
    Алгоритм решения задачи
  2. Прочитай задачу. Пойми и запомни ее условие и вопрос.
  3. Ответь на вопросы:

Что известно?

Что надо узнать?

Можно ли сформулировать задачу ина­че, проще?

  1. Выполни схематический рисунок (чертеж) к задаче.
  2. Подумай, как можно найти неизвест­ное? Для этого:

а)вспомни нужное правило, формулы;

б) составь план решения задачи.

5)Запиши решение задачи по действиям (с пояснением) или выражением.

6) Проверь решение задачи. Подумай, правдоподобен ли  результат; можно ли составить   и   решить  обратную  задачу; нельзя ли решить задачу другим способом проще.

7)  Сформулируй и запиши ответ задачи.

Данный алгоритм решения задачи включает не все звенья алгоритма деятельности учащихся. Он лишь указывает этапы решения данной проблемы, что позволяет школьникам проявить самостоятельность  и  творческое  отношение  к делу.

При решении задач на движение составляется другой алгоритм деятельности учащихся.

Алгоритм решения задачи на движение

  1. Прочитай текст задачи про себя.
  2. Прочитай текст задачи вслух.

Представь жизненную ситуацию, о которой говорится в задаче.

Ответь на вопросы:

О ком (чем) говорится в задаче?

Что говорится о направлении движе­ния?

Что показывают числа?

Что нужно узнать в задаче?

  1. Выполни иллюстрацию к задаче.
    Подумай, как обозначить на чертеже: а) путь, расстояние; б) направление движе­ния; в) место встречи? Выполни чертеж.
  2. Повтори задачу по иллюстрации.
  3. Составь план решения задачи.
  4. Запиши решение задачи по действиям (с пояснением) или выражением.
  5. Проверь ход и результат решения за­дачи. Возможны ли другие результаты ре­шения?

Сформулируй и запиши ответ задачи.

Использование алгоритмов дает педагогу возможность развивать у школьников мыш­ление, внимание, память, формировать умение рассуждать, делать выводы, создавать программы рационального решения той или иной проблемы. При этом воспитываются та­кие личные качества, как упорство и настой­чивость в достижении цели, тренируется во­ля, учащиеся становятся собранными, учатся четко, ясно и кратко выражать свои мысли.

 

Использованные источники

  1. Белошистая А.В Методика обучения математике в начальной школе: курс лекции: учеб. пособие для студентов высш. пед учеб. заведений. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 455с.
  2. Бантова М.А; Бельдюкова Г.В Методика обучения математике в начальной школе – М. : Просвещение 1984
  3. Николаева Н.В Использование алгоритмов при решений задач. // Начальная школа, №8, 2012 с. 32-33
  4. Теоритические и методические основы изучения математики в начальной школе. / А.В. Тихоненко и д.р. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 349с.
  5. Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ, 3-е издание = Introduction to Algorithms, Third Edition. — М.: «Вильямс», 2013. — 1328 с. — ISBN 978-5-8459-1794-2.