Карачаево-Черкесский государственный университет

г. Карачаевск

В последнее десятилетие обучение математике в школе существенно изменилось.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное – развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

Цель самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах:

– Заложить основы вычислительных навыков;

– Развивать логическое мышление;

– Способствовать развитию диалога учителя с каждым учеником.

Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Существует 6 видов самостоятельных работ:

– обучающие;

– тренировочные;

– закрепляющие;

– повторительные;

– развивающие;

– контрольные;

– творческие.

Самостоятельные работы различают и по форме:

– работа с книгой;

– упражнения;

– контрольные работы;

– домашняя работа

– задания с выбором ответов;

– самостоятельная работа с последующей проверкой;

– проектная деятельность;

– работа по алгоритму;

– самостоятельная работа с указаниями к решению;

– самостоятельная работа промежуточными записями;

– вариативная самостоятельная работа;

– математический диктант и экспресс-контроль;

– работа по инструкции.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Самостоятельную работу по образцу – при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:

– по уровню творчества;

– трудности, объему;

– степени самостоятельности учащихся;

– характеру помощи учащимся;

– форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

– поиск закономерностей;

– классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

– преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

– задания с недостающими или лишними данными;

– выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

– самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;

– нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведу пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

 

81 – 29 + 27 400 + 200 + 300 – 100

 

72 : 9 – 3 400 + 200 + 30 – 100

 

8 : 6 – 7:8 27 : 3 – 2 : 6 – 9

 

84 – 9 – 8 54 + 6 – 3 – 72 : 8

 

Задание для 1-й группы.

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2-й группы.

Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.

Задание для 3-й группы.

Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ диференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

– усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы – двузначные);

– увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 3 действия, а 3-й группе – в 4 действия);

– выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);

– использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);

–  использование условных символов (“сказочных цифр”, букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

 

Пример. Найдите значения выражений.

 

1-я группа.

 

28 : 2 + 3

 

45 – 7 – 3

 

2-я группа.

 

28 : 2 + 56 : 8

 

5 – 9 – 7 – 3

 

3-я группа.

 

28 : 2 + (50 + 6) : 8 · (35 – 30) – 9 – 7 – 3

 

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

  1. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Пример 1. Основное задание: “Найдите значения выражений”.

 

15 – 7+ 12 – 6

 

13 – 8 +16 – 9

 

14 – 9 +11 – 8

 

Дополнительное задание: “Найдите сумму ответов в каждом столбике”

Пример 2. Основное задание: “Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 8 см.”

Дополнительное задание: “От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см.”

1) найдите площадь отрезанной части.

 

2) найдите площадь оставшегося листа бумаги”.

 

  1. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

 

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная, для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Готовясь к урокам я стараюсь тщательно продумываю организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала – при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся. Самостоятельные работы провожу в разной форме:

Математические и словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

2) Самостоятельные работы с предварительным разбором. Сначала я даю подробный разбор задачи со всеми теоретическими обоснованиями. Затем предлагаю детям решить подобную задачу, а далее задание с усложненным элементом.

3) Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.

4)Подведение итогов урока

Стараюсь, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Дети очень любят творческие задания. Поэтому я им предлагаю выполнить творческие задания: составление кроссвордов, сочинение математических сказок, изображение рисунков.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке не только вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятие. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Прочитать, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа то, о чём не было сказано учителем, объяснить понятие тех ил иных слов, подобрать им родственные. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.

  1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.
  2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.
  3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.
  4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.
  5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни.

Существуют требования к самостоятельной работе:

  1. обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
  2. следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;
  3. использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.

Любой урок – это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.

Рассмотрев в теоретической части самостоятельную работу как метод обучения, определили его значимость в развитии и воспитании младших школьников. Мы отметили, что по данному вопросу работали Ш.А. Амоношвили, Б.Т. Лихачев, И.Р. Петрова, учителя практики – Н.В. Ветрова, Д.С. Яковлева, Ж.М. Дёмина. При формировании навыков самостоятельной работы учитель использует различные виды самостоятельных работ: фронтальную, индивидуальную, групповые и другие виды. Но только при правильной организации возможно активизация умственной деятельности детей. Исходя из выше указанного, мы определяем задачи.

Так как практику я проходила в 3 классе, то у детей уже был сформирован навык выполнения самостоятельной работы, а если этого навыка нет, то самостоятельная работа не будет выполнена. Мне было легко использовать все виды самостоятельной работы, так как до этого такая работа уже велась учителем.

Для индивидуальной самостоятельной работы учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержать задания разной трудности.

Много времени отнимает предварительная разработка заданий, но работа в классе выполняется одновременно, учителю приходится готовить большое количество раздаточного материала.

Результативность самостоятельной работы на уроке математике зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных задач.

Поэтому целепостановка – важнейшая черта начального этапа управления конкретной работы, важно учитывать общие цели обучения, которые проектируют школу и те ближайшие результаты, которые могут быть достигнуты. Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель.

 

Литература

  1. Истомина Н.Б. Методика обучения математика в начальных классах ЛИНКА-ПРЕСС, 1997-280с.

Саввина О. А., Марушкина И. А. Урок математики в дореволюционной средней школе. М.: Инфра-М, 2013. — 80с.