заместитель директора по учебно – воспитательной работе МКОУ «СОШ № 30» г.о. Нальчик, КБР

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к гражданскому обществу обозначил ряд проблем, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России. Проблема гражданственности была и остается актуальной вне зависимости от пространственно-временных ареалов.

В качестве одной из приоритетных задач «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761), «О реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 – 2017 годы» (Постановление правительства КБР от 10.12.2012г. № 275-ПП) предусматривают формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

Отличительной особенностью воспитания гражданина является важность учета многонационального характера российского государства. Учет национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Он предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов, имеющих общечеловеческое значение.

Национально-региональный компонент средного общего образования служит важнейшим фактором, определяющим направленность процесса гражданского воспитания на формирование не абстрактно представляемой личности, а на индивидуальный личностный рост человека как представителя своего этноса, города,  республики, региона, страны.

В ФГОС ООО второго поколения отмечается необходимость воспитания и развития качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава. В связи с этим особую значимость приобретает использование этнокультурного подхода к образованию как фактора социализации личности, реализация которого позволит ей освоить культуру своего народа, успешно взаимодействовать с другими этническими культурами на основе толерантности, гуманности и диалога, ориентировать ее на сознательное, социально активное поведение. Изучение, сохранение и передача подрастающим поколениям в ходе образовательного процесса этнических культур является важным условием становления гражданина России, представителя этноса, члена полиэтнического социума (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, В.И. Баймурзина, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Т.Н.Петрова, И.К. Кожанов, Т.В. Поштарева, А.Б. Панькин, М.Г. Тайчинов, В.К.Шаповалов идр.).

Изучение родного языка, родной литературы имеет общекультурное значение, поскольку органически сочетает усвоение учащимися основ родной и русской культуры.

В ФГОС ООО (20015 г., пункт 11.3) [3] отмечается, что  «Изучение предметной области “Родной язык и родная литература” должно обеспечить:воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа…».

Сопоставление родной литературы с русской литературой помогает учащимся вырабатывать представления и понятия о своеобразии видения мира в родной литературе, о связи родной литературы с русской и мировой, усваивать характерные для народов Кавказа духовно-нравственные ценности, формирует у них сопричастность к национальной культуре, толерантность, развивает национальное самосознание и сознание гражданина России, вырабатывает общечеловеческую нравственность.  Воспитание любви к «большой» Родине – России начинается с любви к «малой» Родине.

Таким образом, осуществляется процесс формирования личности, способной идентифицировать себя с определенной этнокультурой и в то же время самореализоваться в современном российском обществе, ощутить себя гражданином многонациональной России.

Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает все содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.

Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных   на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», – писал К.Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании». Принцип народности, учет национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.

Национально-региональный компонент вариативной  части учебного плана МКОУ СОШ Кабардино-Балкарской Республики представлен предметами: история КБР, география КБР, культура народов Кабардино-Балкарской Республики, кабардинский и балкарский языки и литературы.

В условиях многонациональной поликультурной образовательной среды в МКГОУ СОШ г. Нальчика важнейшее значение приобретает рассмотрение отдельных исторических периодов развития родной культуры, когда национальный язык особенно интенсивно преодолевал замкнутое пространство собственного русла, становясь частью мировой культуры. Поэтому для учителей родного языка на уроках характерно обращение к историческим корням языка, к истокам культуры, фольклору подтверждающим самобытность духовных достижений. Подчеркивается, что через родное слово шло формирование эстетических, нравственных, гуманистических идеалов народов Кабардино-Балкарии.

В процессе изучения родных (национальных) литератур учителя опираются на тезис М.М. Бахтина о том, что литература – «неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать вне целостного контекста культуры». Сформулированное им положение, согласно которому «один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, преодолевающий замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство, самобытность и открытую целостность, но они взаимно обогащаются» [1].

Изучение родной литературы в национальной школе имеет общекультурное значение, поскольку органически сочетает усвоение учащимися основ родной и русской культуры, формирует у них сопричастность к национальной культуре, толерантность, развивает национальное самосознание и сознание гражданина России, вырабатывает общечеловеческую нравственность.

Обучение родной литературе в средних классах имеет место сопряжение родной и русской словесно-художественных систем.

Знакомство учащихся с литературными произведениями Султана Каз-Гирея явилось одним из источников формирования понятия о дружбе народов Кабарды, Балкарии и России, средством развития у них стремления быть достойными преемниками прогрессивных обычаев и традиций своего народа. Учащиеся с интересом знакомились со сведениями из биографии Султана Каз-Гирея: он учился в аманатской школе на Северном Кавказе, служил в Кабардинском полку Кавказской армии, в конвойном эскадроне при царском дворе в Санкт-Петербурге. Во время службы в Российской столице подружился со многими видными деятелями литературы, был представлен А.С. Пушкину.

Первое произведение писателя – очерк «Долина Джигутай», с интересом прочитанное А.С. Пушкиным, было опубликовано в журнале «Современник» (1836). Публикация сопровождалась заметкой самого А.С. Пушкина: «Вот явление, неожиданное в нашей литературе! Сын Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке, любопытно видеть, как Султан Каз-Гирей, видевший вблизи роскошную образованность, остался верен народным привычкам и преданиям наследственным».

Произведение С. Каз-Гирея было высоко оценено и В.Г. Белинским, отметившим в рецензии, что «Долина Джугутай» примечательна как произведение черкеса, который владеет русским языком лучше многих почетных наших литераторов. Учащиеся узнают, что «Долина Джугутай» написана в жанре путевого очерка, Это исповедь офицера-горца, посетившего родные края после долгих лет службы в России. Объектом описания является природа, многообразные чувства и мысли, вызванные видом близких сердцу мест. За картинами горского пейзажа открывается образ Родины, народа, личность самого автора. Это типично романтическое произведение. Оно пронизано идеями гуманности, дружбы между народами, и сегодня помогает читателю определять истинных друзей, быть преданным своему народу, отвечать на добро благодарностью, поступать благородно, как требуют заповеди «Адыгэ хабзэ» и «Тау адет»  (этноэтикет  балкарцев, адыгов).

Особый интерес у детей вызывают уроки, на которых изучалась поэзия народного поэта Кайсына Кулиева. Каждое стихотворение поэта раскрывает его отношение к жизни, людям, их делам, поступкам, т.е. в определенной мере затрагивает вопросы морали. Благодаря красочности и выразительности стихотворения К. Кулиева близки и понятны юным читателям. При этом, учащиеся активно воспринимают написанное поэтом, а внутренне душевно реагируют на поэзию Кулиева, как на что-то близкое, родное. Приводится высказывание видного советского поэта, писателя, общественного деятеля Николая Тихонова: «Стих Кайсына Кулиева, как высокие деревья, – украшение поэтического сада. Они видны отовсюду. И сладок отдых в тени этого сада, взращенного огнем немеркнущего человеческого сердца. Это место, откуда путник встает вдохновленный, обрадованный, счастливый, полны веры в жизнь и в людей!» [2].

Жить, по К. Кулиеву, отмечают учителя, значит видеть радость и печаль близких, проявлять готовность помогать им в беде, радоваться их успехами. Произведения К. Кулиева несут в себе энергию созидания, веру в возможность утверждения в людях духовности, высокой нравственности, совершенства по законам гармонии и красоты. Идеал совершенной личности в стихотворениях поэта выражен в яркой образной форме. Его поэтическое слово пронизано народной мудростью. Поэт широко использует пословицы и поговорки своего народа, творчески переосмысливает их и в таком виде передает современному читателю.

На занятиях по русской и родной литературе мы обращали внимание на то обстоятельство, что хорошее знание фундаментальных категорий нравственности является исходным началом формирования гражданственности. При обсуждении узловых вопросов мы стремились организовать дискуссию, поощряя выражение собственных суждений, умение делать обобщения, выводы, сравнения нравственного состояния литературного героя, перенесение его качеств на собственную личность. В домашних заданиях ставили задачи определения собственной гражданской позиции и ее реализации в различных видах учебной и внеурочной деятельности. При этом учитывалось, что гражданская позиция является динамической, неустойчивой характеристикой, подверженной влиянию различных факторов. Это определяло роль преподавателя, призванного диагностировать и корректировать гражданские  позиции по широкому кругу отношений, особенно связанных с жизнью классного коллектива.

Литература

  1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / Бахтин М. М. – М: Мысль, 1979. С. 344.
  2. Кулиев, К. Так растет дерево / К. Кулиев. – М.: Современник, 1975. – С. 292.
  3. Приказ от 31 декабря 2015 г. №1577 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897.