магистрант, кафедра математики и методики ее преподавания

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Дж. Алиева

Становление в XXI веке информационного общества повлияло на возникновение новых требований к уровню знаний в информационном пространстве.

По современным воззрениям, информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация является наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека. [1]

До возникновения информационного общества, то есть в традиционной педагогической технологии, в трилогии «обучение-воспитание-развитие» главенствующая роль отводилась процессу обучения, то есть передаче накопленного опыта (системы знаний, умений и навыков – ЗУН) и культурных ценностей молодому поколению.

Традиционные педагогические технологии представляют собой авторитарную и дидактоцентрическую (технократическую) педагогику требований, где обучение не предусматривает индивидуальные характеристики и запросы ученика, отсутствуют условия для проявления самостоятельности, раскрытия способностей, творческих проявлений личности, где господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика. Приоритет обучения перед воспитанием.

А информационное общество выдвигает необходимость в особом педагогическом подходе к образованию.

В настоящее время педагогические технологии охватывают все педагогические и психологические инструменты образования и включают такие аспекты, как: научный, процессуально-описательный и процессуально-действенный. Таким образом, педагогическая технология представляется и как наука, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, и как система способов, принципов и рычагов, применяемых в обучении, и как сам, непосредственно, реальный процесс обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагога.

Нам хотелось бы отметить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, раскрытие ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, психотерапевтической и гуманистической направленностью и реализуют разностороннее, свободное, творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества и гуманитарные технологии.

Технологии свободного воспитания предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок выступает в качестве субъекта, идя к конечному результату от внутреннего, своего, побуждения, а не от внешнего воздействия.

Технологии сотрудничества реализуют равенство и партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, оценивают результаты работы, находясь в состоянии сотрудничества.

Гуманитарные технологии определяются гуманистической сущностью, психотерапевтической поддержкой личности. Эти технологии отвергают всяческого рода принуждения и оказывают всестороннее уважение и любовь к ребенку, дают оптимистическую веру в его творческие силы. Гуманитарные технологии позволяет человеку познать способы получения и использования знаний для успешной самореализации в обществе. Особенно важны знания о самосохранении человека в стремительно меняющемся мире.

В России же необходимо ставить задачу воспитания молодого поколения совместно с обучением и развитием с учетом особенностей и специфики многонациональной страны.

Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических общин в многонациональной России порождает потребность в новых знаниях и навыках, как важных социальных ориентирах, к которым относятся особые компетентности. Национальная идея России заключена в образе национальной безопасности страны, ориентирована на консолидацию общества, сохранение единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах равноправия национальных культур. Особое значение в решении этих проблем приобретает разработка и реализация гуманитарных технологий [2].

В основе гуманитарных технологий в полиэтнической среде ключевым моментом является воспитание толерантности у учащихся.

Воспитание толерантности предполагает формирование у учащихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к социальным конфликтам. Толерантность – необходимое условие ведения диалога культур, в основе которого заложены, выработанные веками, культурные и общечеловеческие нормы.

Решение же проблемы толерантности возможно при условии теоретико-практической подготовки учителей в полиэтнической среде.

Актуальной проблемой является повышение уровня профессионализма педагогов для принятия ответственных педагогических решений в условиях новизны. Центральными в сознании учителя должны стать понятия личности ребенка и его этнической идентичности.

Ситуации создают условия приобретения знаний об особенностях этнических групп детей, способствующих развитию межэтнического понимания и коммуникативных навыков. В педагогической деятельности непосредственное общение с детьми, «живое» слово есть путь к гуманному взаимодействию, пониманию, рождающемуся в диалоге, вследствие чего учитель постигает своеобразие и целостность личности ребенка, проникает в глубину его чувств [3].

Таким образом, в условиях глобальной информатизации общества, с учетом полиэтнической среды, возникает необходимость в педагогических технологиях, направленных на раскрытие личностных потенциалов учащегося и его комфортное сосуществование в многонациональной России. Наиболее приоритетными при данных специфических условиях являются гуманитарные технологии в рамках личностно-ориентированных педагогических технологий.

 Использованная литература

  1. Информационные технологии: учебник для бакалавров / Б.Я.Советов, В. В. Цехановский. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 263 с. – Серия: Бакалавр.
  2. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: Учебное пособие /Под ред. Л. Н. Бережновой, В. И. Богословского. – СПб.: Книжный Дом, 2007. – 240 с.
  3. Малиновская С.М.. Особенности воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного пространства. Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 7 (85).