ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Информационная культура, на современном этапе развития общества,  становится одним из основных показателей общей культуры личности, значимой социально-образовательной предпосылкой информатизации общества в целом, и системы высшего профессионального образования в частности. В период  информатизации общества информационная культура характеризуется готовностью к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построением новой информационной картины мира и определением своего места в стремительно меняющемся мире. Современное развитие информационного общества, вхождение в мировое информационное пространство  влечет  множество проблем экономического, нравственного, политического, правового, педагогического характера.

Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит понятие «информация». С одной стороны, «информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т.п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Другими словами, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие»[2].

Для того чтобы полно раскрыть вопросы информатизации общества и  личности, необходимо рассмотреть, в какие условия попадает личность в информационном обществе, проанализировать социальные условия, предпосылки и последствия информатизации, выделить отрицательные и положительные стороны и наметить пути решения возникающих проблем.  Решением данных  проблем  посвящены исследования  А. Кинга, Дж. Мартина, А. Мейера, С. Нора, Э. Роджерса и др. Большой вклад в рассмотрении указанных вопросов сделан отечественными авторами Т.В. Дубковой, К.К. Колином, И.С. Мелюхиным, В.Н. Соловьевым и др.

Закономерный интерес исследователей привлекают проблемы, связанные с формированием глобального информационного общества. Политические аспекты формирующегося мирового общества знания нашли отражение в  трудах  Г.Т. Артамонова, В.А. Васильева, М.С. Вершинина, О.Н. Вершинской, А.В. Волокитина, Т.В. Ершовой, Я.Н. Засурского, Ю.Б. Кашлева, В.Н. Костюка, А.Н. Кочетова, И.Н. Курносова, Л.М. Земляновой, А.И. Лаврикова, А.Г. Лысенко, В.Г. Машлыкина, И.С. Мелюхина, С.А. Модесова, С.И. Паринова, Д.Н. Пескова, С.Т. Петрова, А.И. Ракитова, Ю.А. Савостицкого, Т.Л. Тихоновой, А.А.Чичановского, А.В. Чугунова и др. Вопросам  изменения правового статуса человека в условиях глобального информационного общества затрагиваются в работах Л.Л. Ефимовой, Б.В. Кристального, Н.И. Соловяненко, А.А. Стрельцова, М.В. Якушева и др. Экономическая составляющая этого процесса рассматривается, в частности, в исследованиях В.С. Жданова, С.В. Фролова, М.В. Шкондина. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности в условиях глобализации поднимаются в работах таких отечественных ученых, как, А.И. Байков, Г.В. Емельянов, И.Н. Панарин, А.Н. Райков, Л.А. Сергиенко, А.И. Смирнов, Г.Л.Смолян.

Личности как социальному существу, природе человеческой субъективности и смыслу ее существования посвящены труды И.В. Ватина, Ю.Г. Волкова, А.М. Ковалева, С.А. Левицкого, М.К. Мамардашвили, Т.Ф. Базылевич, В.А. Ядова, О.Ю. Артемовой.

Значительный интерес для анализа развития информационного общества представляют многочисленные документы ЕС, ООН, ВТО, ЮНЕСКО, декларации и иные итоговые документы саммитов глав государств, совещаний министров по политике в области СМИ, доклады, отчеты и заявления структурных подразделений по вопросам информатизации международных неправительственных организаций.

Исследователь Уэбстер Ф. полагал, что любое общество (как и любая система) является в той или иной степени информационным, без информации оно просто не могло бы ни возникнуть, ни функционировать[4].

По мнению М. Кастельса, информация в широком смысле слова, то есть как передача знаний, всегда имела значение, в то время как термин «информационное общество» указывает на специальные черты современного общества, когда генерирование, обработка и передача информации стали основными источниками производительности [2].

 Таким образом,  исследователи отмечают, что настоящее время характеризуется информатизацией общества, которая   вносит изменения, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информатизация   влечет определенные проблемы, решение которых  и  определяет движение к совершенно новому типу общества –  обществу знания.

Литература

  1. Бочан С.А. Проблема личности в информационном обществе: Автореф… канд. философ. наук. – Ростов/наДону, 2007. – С. 4-5.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; / Под ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – С.39.
  3. Русяева Е.Ю. Макромодель: стратегическая цель управления в информационном обществе // Вопросы культурологи. – № 12. – 2008. – С. 44.
  4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества (пер. с англ.) / Уэбстер Ф. М.: Аспект пресс, 2004. – С. 112.
Login