КЧГУ им. У.Д. Алиева

Неблагополучные семьи – это семьи, в которых имеются дефекты в воспитании. В таких семьях отношения между детьми и родителями напряженные, частые окрики ведут к отторжению детей от родителей, они чувствуют себя никому не нужными, родители не любят детей, а они, в свою очередь, не проявляют уважения к родителям.

Тип детско-родительских отношений в семье детерминирует формирование личностных качеств и свойств характера ребенка, а также особенности его поведения. Влияние типа детско-родительских отношений характерно при воспитании детей в семье.

Так, например, А.Е. Лично и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей:

  1. Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). В таких семьях ребенок предоставлен самому себе, у него появляется чувство заброшенности – никому не нужен. Дети в таких семьях растут слабовольными, с неустойчивым типом поведения. Они предоставлены сами себе, то есть нет контроля.
  2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в навязчивой заботе, не дающей проявить инициативу и самостоятельность. Родители не интересуются потребностями детей, чрезмерно контролируют их поведение. Дети находятся постоянно в зависимости от родителей. У детей, воспитывающихся в такой семье, формируются такие качества как уступчивость, беспрекословное следование правилам, отсутствие самозащиты.
  3. Потворствующая гиперпротекция выражается в готовности родителей удовлетворять все капризы ребенка и потребности. Родители исполняют все прихоти своих детей, стараются защитить от всех трудностей в жизни. У детей при таком отношении формируются демонстративные черты характера, обидчивость, упрямство, агрессивность. Это затрудняет социальную адаптацию ребенка.
  4. Эмоциональное отвержение – неприятие ребенка таким, каков он есть. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне»).

Неудовлетворенная потребность во внимании у детей при таком отношении  приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.

  1. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.
  2. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. При этом родители поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи. У таких родителей ребенок остается всегда не прав. Дети при таких отношениях становятся склонными к ссорам, проявляется нерешительность в общении со сверстниками.

Следовательно, детско-родительские отношения в неблагополучных семьях ведут к формированию безответственности, необщительности, конфликтности, эгоистичности.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

Как показали результаты нашего опроса семьи по типу детско-родительских отношений можно разделить на два типа: семьи, в которых сложились детско-родительские отношения и семьи, в которых не сложились детско-родительские отношения. В первых семьях любят детей, уважают их интересы и потребности, интересуются их жизнью и деятельностью, находят время на общение с ними. Дети в таких семьях растут откровенными, уважают своих родителей, чувствуют ответственность, охотно делятся своими переживаниями и находят поддержку у родителей. В таких семьях формируются гуманные детско-родительские отношения, основанные на взаимном уважении и любви.

 В семьях, в которых не сложились детско-родительские отношения, проявляется отчужденность детей и родителей, дети мешают родителям устраивать собственную жизнь, они являются для родителей  обузой. Родители не находят для общения с детьми время, не интересуются их жизнью, интересами и потребностями. Дети растут беспризорными. Они не знают, что такое родительская любовь.

Таким образом, стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

Следовательно, в молодых семьях прослеживается неблагополучие в семейном воспитании. Поэтому, на современном этапе развития общества, учителя должны оказывать помощь родителям по содержанию и организации семейного воспитания, проводит педагогическое просвещение родителей.