КЧГУ им. У.Д. Алиева

При исследовании проблемы организационно-педагогических условий реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высшем учебном заведении, необходимо остановиться на рассмотрении образовательных программ вузов.

Так, п. 2. статья 12. в Федеральном законе «Об образовании в РФ» поясняется, что «в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы»[72, с. 16].

Так же отмечается, что «к основным образовательным профессиональным программам относятся:

 1) «образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена» [72, c. 16];

2)      «образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки» [72, c. 16];

П.7.Ст.12 указывается, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. В организациях, которым разрешено Федеральным законом разрабатывать и утверждать образовательные стандарты самостоятельно, разрешается разрабатывать соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных  стандартов». [72, с. 16-17]

  «Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если или иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ» [72, с. 17].

В соответствии с ФГОС ВПО высшие учебные заведения разрабатывают основные образовательные программы и обязаны ежегодно обновлять их с учетом развития науки, техники, культуры, технологий, экономики и социальной сферы.

Наша статья предполагает определение структуры образовательной программы, то есть ее составляющих элементов.

Изучение вузовской документации позволяет нам констатировать, что основная образовательная программа направления подготовки высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки, уровню высшего профессионального образования, профилю с учетом формы обучения. Структура образовательной программы включает в себя:

1) учебный план;

2) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин;

3) материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся;

4) программы учебной и производственной практик, календарный учебный график;

5) методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Итак, основным элементом в структуре основной образовательной программы является учебный план, документ регламентирующий содержание высшего образования. Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

На уровне общего теоретического представления ФГОС ВПО находит отражение в учебных планах по разным специальностям и профилям. Структура учебного плана включает несколько компонентов: федеральный компонент, в   котором реализуется ФГОС ВПО, национально-региональный. Она должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям студентов, динамике их развития в процессе обучения. В ней обязательно должны учитываться индивидуальная избирательность студентов к содержанию, виду и форме учебного материала и характер познавательной мотивации (учебные интересы, их направленность).

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Омега–Л, 2014. – 134 с.