ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Современная стратегия человечества основывается на развитии науки и совершенствовании образовательных систем. Необходимым условием формирования экологической культуры является согласованное взаимодействие политики, науки и гражданского общества. Ноосферное образование предполагает экологическую переориентацию этики в глобальном масштабе, личностно значимое отношение к природе и человеку, становление нелинейного мышления с первых дней школьного обучения. Конструирование образовательной среды, в которой формируется экологическое сознание, базируется на синергетической методологии. Синергетический подход в проведенном эксперименте объединил всех участников образовательного процесса, естественное и гуманитарное знание, обучение и воспитание в образовательной среде. Ориентация на опережающее образование, креативная коммуникация, развитие междисциплинарных подходов к изучению процессов самоорганизации способствует адаптации молодого поколения в меняющемся мире. В результате поддержки высокого уровня познавательных и творческих способностей учащихся и студентов в период всего цикла обучения происходит формирование личностей ноосферного масштаба, ответственных за настоящее и будущее.

Нарастающее беспокойство о будущем нашей планеты и всего человечества связано с усилением отрицательного взаимовлияния человека и среды, возросшей ролью нравственных, политических, социальных, экономических аспектов противоречивого, но все более целостного мира. Поиск качественно нового пути развития цивилизации, способного обеспечить состояние коэволюции природы и общества, Н.Н. Моисеев считал самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества. Для реализации наиболее приемлемого для человечества сценария важно осознавать цели и принципы нового типа развития, ориентироваться на желаемое будущее. Идея такой переориентации заключается в гуманизации, глобализации, экологизации и в футуризации науки, повороте деятельности ученых к общему будущему [7, с. 441]. Высказывая в докладе «Наше общее будущее» предупреждение относительно возможности экологического кризиса и кризиса развития, Международная комиссия по проблемам окружающей среды решение глобальных проблем видит в социальном прогрессе человечества в сочетании с научно-техническим прогрессом и в международном сотрудничестве. Мировое сообщество сможет выжить и стабильно развиваться в случае достижения всеобщей солидарности, противопоставив стихийному процессу развития общества общепланетарную стратегию. Для того чтобы на уровне сознания большинства граждан возникло когерентное понимание глобальных проблем и способов их решения, необходим целостный взгляд на мир.
На V Международной научной конференции по глобальным исследованиям «Евразия и глобализация: многоаспектность глобальных исследований» (2012 г.) состоявшейся на факультете глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. обращалось внимание на тесное взаимодействие глобальных исследований с аналитическими разработками – с теориями хаоса и нелинейности. Происходят изменения в способе научного мышления, которое характеризуется как вероятностное, нелинейное мышление. В ноосферной науке возрастает доля нефактологического знания, его вероятностно-гипотетических форм, способствующих поиску выхода из кризисных ситуаций и решению проблемы перехода от старой к новой цивилизационной модели [6, с. 106]. Благодаря использованию цифровых технологий Академией Естествознания формируется пространство научных коммуникаций, поддерживающее научные контакты ученых и специалистов). Многогранность взаимодействий ученых и специалистов, работающих во многих областях науки и техники, обеспечивается с помощью сервисов научного и личного общения, конструируется целостная профессиональная среда.

Научное познание связано с культурой, с общественным развитием в целом, с проявлением глобальной этики и с диалогом. Темы диалога, коммуникации, средств и методов познания процессов самоорганизации подводят к фундаментальной проблеме познания общих закономерностей развития как диалектического процесса, присущего человеческому обществу, всему материальному миру, включая неорганический мир неживой материи [1, с. 284].

Изменение общественного сознания предполагает введение достижений постнеклассической науки в самый массовый социальный процесс – образование и воспитание. Передавая знания, ценности и культуру от прошлых и нынешних поколений к будущим, включая функции развивающего опережения и антикризисных решений, образование XXI века осуществляет опережающую подготовку человека к преодолению кризисных ситуаций и переходу на путь устойчивого развития. Кардинальные изменения в социально-гуманитарном знании в плане экологизации, футуризации, информатизации, фундаментализации и интеллектуализации, направленные на «ноосферную ориентацию всей науки», организуют единый научно-образовательный процесс, в котором формируется в глобальном масштабе ноосферное мышление и сознание отдельной личности, всего общества, а в перспективе – мегаобщества и глобальной социоприродной системы [7, с. 441].

Как саморазвивающаяся система и один из механизмов формирования ноосферной цивилизации система опережающего образования направлена на устойчивое развитие общества. Характеристиками опережающего образования являются глобальность системы образования, непрерывность образования в течение всей жизни человека, самообучение, индивидуализация образования, ориентация на новейшие научные знания и методологии, широкое применение информационных и коммуникационных технологий [6, с. 112, 184]. Для осуществления стратегии перехода общества к состоянию коэволюции с биосферой создаются междисциплинарные образовательные программы, основанные на постнеклассической парадигме. Существенно изменяя мышление, синергетика выработала новые теоретические подходы и методологические ориентации у представителей различных наук. Переориентация сознания на новые цивилизационные цели, смещение акцентов на изучение и моделирование будущего на основании теории самоорганизации предоставляет эффективные способы объяснения сложных развивающихся систем: биосферы как глобальной экосистемы, биогеоценозов, объектов биотехнологий, современных технологических систем, социальных объектов. Синергетическая методология рассматривает природу и общество как самоорганизующиеся системы, которым нельзя навязывать пути развития, но, правильно организуя воздействия в пространстве, времени и масштабе, обеспечивать их самоуправляемое развитие. В лекционном курсе «Концепции современного естествознания», который читается на гуманитарных факультетах Санкт-Петербургского государственного университета, внимание уделяется кризисным ситуациям и способам совмещения оппозиций на основе тринитарной методологии. Показывая неоднозначность путей эволюции природных систем и общества, Р.Г. Баранцев обосновывает нераздельность защиты природного мира и защиты человеком самого себя. Уходящая от традиций антропоцентризма экологическая этика становится трансперсональной, «Я» понимается широко и открыто: не как отдельный атом или частица, а «как пульсирующее поле взаимодействий»[2].

Список литературы:

  1. Аршинов В.И., Климонтович Ю.Д., Сачков Ю.В. Послесловие. Естествознание и развитие: диалог с прошлым, настоящим и будущим // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок их хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / под общ. ред. и с послесл. В.И. Аршинова, Ю.Д. Климон-товича, Ю.В. Сачкова. Изд.6-е. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. -С.278-287.
    2. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании / предисл. Г.Г. Малинецкого. – 2-е изд., – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 160с
    3. Бейтсон Г. Разум и природа. Неизбежное единство -М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.
  2. Моисеев Н.Н. Заслон средневековью: Агония России; Цивилизованные разломы; Экология в современном мире; Система «Учитель». – Издатель: Тайдекс Ко, 2003. -312 с.
  3. Пасхин Е.Н, Перчук Е.Е. Информационные технологии в экологической сфере: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2006 – 56 с.
  4. Пасхин Е.Н., Тупало В.Г., Урсул А.Д. Устойчивое развитие и информатизация образования: монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 216 с.
  5. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Синергетическая модель «устойчивой» эволюции: перспективы науки и образования / Синергетическая парадигма. Синергетика образования. -М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 433-449