КЧГУ им. У.Д. Алиева

Новые социально-политические перемены, происходящие в нашей стране и в мире, расширяют и усложняют проблемы межличностных отношений меж­ду людьми. Построение правового государства в России не может быть осуще­ствлено без гуманизации и демократизации деятельности школы.

В связи с изменившимся социальным заказом обществу теперь требуются, если можно так выразиться, директора нового типа, желающие и умеющие пре­творять в жизнь идеи гуманизации и демократизации внутришкольного управ­ления, обеспечивающие не только высокие результаты школы, но и высокий уровень профессиональной устойчивости педагогического коллектива. Поэтому большую роль в управлении школой играет стиль деятельности руководителя.

Под стилем по­нимается совокупность наиболее типичных для данного лица методов и приемов решения управленческих задач. Так, один руководитель может воз­действовать на подчиненных с помощью агитационных методов, другой – своими непреклонными, жесткими требованиями, третий – похвалой и поощ­рением, четвертый – личным примером и т. д. Все стороны воздействия гар­монично дополняют друг друга. Но каждый стиль дает хорошие ре­зультаты только при определенных условиях. Стиль руково­дства – это постоянно повторяющаяся система способов деятельности, обла­дающая внутренней гармонией и целостностью, и обеспечивающая эффектив­ное осуществление функций управления в данных конкретных условиях.

Большая роль директора в формировании психологического климата пе­дагогического коллектива не подлежит сомнениям. Конечно, понятие «психо­логический климат» очень емкое. Оно охватывает не только психологию кол­лектива, но и все другие условия, влияющие на состояния работника, в том числе и на организацию его труда, материальные условия и т. д.

Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она определяет эмоциональное состояние людей, их привязанность к месту работы, профессиональную устойчивость, готовность к продолжению педагогической деятельности в своей школе, эмоциональный тонус, удовлетворенность и спло­ченность в коллективной деятельности.

Каким же образом директор школы может влиять на психологический климат учительского коллектива?

Анализ работы директора экспериментальной школы показал: профессиональная ус­тойчивость  членов коллектива связана почти всегда со всеми особенностями стиля руководства, но наиболее тесно – с двумя его чертами: отношением руководителя к людям и коллегиальностью в работе. Главными слагаемыми этих черт является умение руководителя беречь и поддерживать доброе имя каждого конкретного учителя в глазах коллектива путем доброжелательной оценки его работы, умение прислушиваться к критическим замечаниям и по­желаниям в свой адрес, умение опираться на коллектив при стимулировании активности каждой отдельной личности и т. д.

Почти в той же степени профессиональная устойчивость зависит от де­ловитости директора, в частности, от умения директора оказать конкретную де­ловую помощь учителю, дать ясный и четкий инструктаж, а также от демокра­тичности его стиля руководства. Важным фактором профессиональной устой­чивости оказалось также новаторство руководителя – умение пропагандиро­вать и внедрять достижения педагогической науки и передового опыта, вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы школы, изобрета­тельность и выдумка.

Влияние стиля руководства на характер сотрудничества между членами коллектива установлено некоторыми исследователями. Так, А. А. Бодалев об­наружил, что в группах учащихся школ-интернатов, возглавляемых педагогами с демократическим стилем работы, дети значительно чаще помогают друг дру­гу, чем в коллективах с жесткими воспитателями.

Говоря о влиянии стиля руководства на взаимоотношения в учительском коллективе, следует заметить, что поведение директора в большей степени должно отражаться на теплоте межличностных отношений и в меньшей – на частоте конфликтов. Доброжелательность и неизменный такт директора школы оказывают благотворное влияние на отношения внутри педагогического коллектива. Хорошее настроение учителя, полученное от общения с руководителем, располагает его к дружеским контактам, сотрудничеству с другими членами коллектива. И напротив, нервозность, вызываемая незаслуженными замечаниями, бестактностью и грубостью администрации, неудовлетворенность отношения­ми с ней являются почвой для возникновения новых трений: недовольный че­ловек всегда ищет повод для эмоциональной разрядки, становится раздражи­тельным, склонным «сорвать на ком-нибудь» свое настроение.

Как отмечалось, привлекательность школы для учителя – мотивация, особенно тесно связанная с умением дирекции замечать в его работе успехи. От оценки руководителей школы во многом зависит престиж педагога в коллективе, питающий его чувство собственного достоинства. Удовлетворе­ние этого чувства – важнейшее условие его нормального самочувствия в кол­лективе [2, с. 115-116].

Таким образом, руководитель школы существенно влияет на все стороны психологического климата коллектива. То обстоятельство, что от него зависит удовлетворенность учителей почти всеми факторами жизнедеятельности в школе, в том числе отношением учащихся к учебе и их поведением, организа­цией и оценкой их труда, позволяет сделать вывод о том, что директор во мно­гом определяет не только психологическое состояние коллектива, но и объек­тивные условия деятельности, климат коллектива в самом широком смысле этого слова, особенно творческий микроклимат.

 Список использованной литературы:

  1. БерезнякЕ. С. Руководство современной школой. — М., 1983. — 208 с.
  2. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в шко­ле. – М.: Просвещение, 1974. 223 с.