КЧГУ им. У.Д. Алиева
Новые социально-политические перемены, происходящие в нашей стране и в мире, расширяют и усложняют проблемы межличностных отношений между людьми. Построение правового государства в России не может быть осуществлено без гуманизации и демократизации деятельности школы.
В связи с изменившимся социальным заказом обществу теперь требуются, если можно так выразиться, директора нового типа, желающие и умеющие претворять в жизнь идеи гуманизации и демократизации внутришкольного управления, обеспечивающие не только высокие результаты школы, но и высокий уровень профессиональной устойчивости педагогического коллектива. Поэтому большую роль в управлении школой играет стиль деятельности руководителя.
Под стилем понимается совокупность наиболее типичных для данного лица методов и приемов решения управленческих задач. Так, один руководитель может воздействовать на подчиненных с помощью агитационных методов, другой – своими непреклонными, жесткими требованиями, третий – похвалой и поощрением, четвертый – личным примером и т. д. Все стороны воздействия гармонично дополняют друг друга. Но каждый стиль дает хорошие результаты только при определенных условиях. Стиль руководства – это постоянно повторяющаяся система способов деятельности, обладающая внутренней гармонией и целостностью, и обеспечивающая эффективное осуществление функций управления в данных конкретных условиях.
Большая роль директора в формировании психологического климата педагогического коллектива не подлежит сомнениям. Конечно, понятие «психологический климат» очень емкое. Оно охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояния работника, в том числе и на организацию его труда, материальные условия и т. д.
Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она определяет эмоциональное состояние людей, их привязанность к месту работы, профессиональную устойчивость, готовность к продолжению педагогической деятельности в своей школе, эмоциональный тонус, удовлетворенность и сплоченность в коллективной деятельности.
Каким же образом директор школы может влиять на психологический климат учительского коллектива?
Анализ работы директора экспериментальной школы показал: профессиональная устойчивость членов коллектива связана почти всегда со всеми особенностями стиля руководства, но наиболее тесно – с двумя его чертами: отношением руководителя к людям и коллегиальностью в работе. Главными слагаемыми этих черт является умение руководителя беречь и поддерживать доброе имя каждого конкретного учителя в глазах коллектива путем доброжелательной оценки его работы, умение прислушиваться к критическим замечаниям и пожеланиям в свой адрес, умение опираться на коллектив при стимулировании активности каждой отдельной личности и т. д.
Почти в той же степени профессиональная устойчивость зависит от деловитости директора, в частности, от умения директора оказать конкретную деловую помощь учителю, дать ясный и четкий инструктаж, а также от демократичности его стиля руководства. Важным фактором профессиональной устойчивости оказалось также новаторство руководителя – умение пропагандировать и внедрять достижения педагогической науки и передового опыта, вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы школы, изобретательность и выдумка.
Влияние стиля руководства на характер сотрудничества между членами коллектива установлено некоторыми исследователями. Так, А. А. Бодалев обнаружил, что в группах учащихся школ-интернатов, возглавляемых педагогами с демократическим стилем работы, дети значительно чаще помогают друг другу, чем в коллективах с жесткими воспитателями.
Говоря о влиянии стиля руководства на взаимоотношения в учительском коллективе, следует заметить, что поведение директора в большей степени должно отражаться на теплоте межличностных отношений и в меньшей – на частоте конфликтов. Доброжелательность и неизменный такт директора школы оказывают благотворное влияние на отношения внутри педагогического коллектива. Хорошее настроение учителя, полученное от общения с руководителем, располагает его к дружеским контактам, сотрудничеству с другими членами коллектива. И напротив, нервозность, вызываемая незаслуженными замечаниями, бестактностью и грубостью администрации, неудовлетворенность отношениями с ней являются почвой для возникновения новых трений: недовольный человек всегда ищет повод для эмоциональной разрядки, становится раздражительным, склонным «сорвать на ком-нибудь» свое настроение.
Как отмечалось, привлекательность школы для учителя – мотивация, особенно тесно связанная с умением дирекции замечать в его работе успехи. От оценки руководителей школы во многом зависит престиж педагога в коллективе, питающий его чувство собственного достоинства. Удовлетворение этого чувства – важнейшее условие его нормального самочувствия в коллективе [2, с. 115-116].
Таким образом, руководитель школы существенно влияет на все стороны психологического климата коллектива. То обстоятельство, что от него зависит удовлетворенность учителей почти всеми факторами жизнедеятельности в школе, в том числе отношением учащихся к учебе и их поведением, организацией и оценкой их труда, позволяет сделать вывод о том, что директор во многом определяет не только психологическое состояние коллектива, но и объективные условия деятельности, климат коллектива в самом широком смысле этого слова, особенно творческий микроклимат.
Список использованной литературы:
- БерезнякЕ. С. Руководство современной школой. — М., 1983. — 208 с.
- Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. – М.: Просвещение, 1974. 223 с.
Свежие комментарии