СОШ №22, Грозный, Россия

Согласно современным представлениям философия образования – это область философского знания, предметом исследования которой является образование.

По мнению С.Шитова, в истории философии образования, можно выделить три основных этапа [9]:

  1. Предыстория философии образования – происхождение философии образования через интеллектуальную историю философского мышления об образовании: начиная с взаимосвязи греческой философии с «пайдейей», через все классические философские системы в их связи с образовательными знаниями вплоть до начала XIX века (Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Монтень, Локк, Руссо, Кант, Гегель, Шелер и др.).
  2. Протофилософия образования (переходная стадия: XIX — начало XX века) – появление некоторых предпосылок философии образования в системах общей философии, что совпадает с обособлением образования, ростом и дифференциацией образовательного знания (Дж. Дьюи, И. Ф. Гербарт, Г. Спенсер, М. Бубер и др.)
  3. Становление философии образования (середина XX века) – образование выступает как автономная сфера, образовательное знание дистанцируется от умозрительной философии, на стыке между ними и происходит становление философии, специализирующейся в исследовании образовательного знания и ценностей, т. е. философии образования.

Философия образования должна не только исследовать процесс образования – она сама должна стать процессом, действием, вопрошанием, направленным на полную реализацию внутренних творческих потенциалов как отдельной человеческой психики, так и потенциала определенных микро и макросоциальных групп в целом. Философия образования должна приобрести активное начало, которое закладывает новые мировоззренческие основы в подрастающие поколения, высвобождает внутренние потенциалы формирующейся психики, разбивает исторически сложившиеся архетипы, но при этом сохраняет и передает от поколения к поколению историко-культурные ценности и традиции.

Философия образования выходит за теоретические и прогностические рамки, и предметно пытается моделировать, влиять на формирование человека и общества. Философия образования как процесс не просто направлена на исследование образования, а через влияние на образовательную политику, государственную образовательную модель, стимулирующую и мобилизующую национальную идею, прописывает мировоззренческие основы и формирует в подрастающих поколениях основные характеристики образа гражданина, участника, конкретной макросоциальной организации (коллектива, государства, нации, региона), которые следуют из её теоретических наработок.

Философия образования, как теория и практика (несмотря на относительно позднее выделение предмета и объекта исследования, а также появление самого термина философия образования) еще с Античности выполняла посреднические функции между философией (и её теоретическими наработками) и образовательными практиками.

Современная философия образования (в своей пирамидальной структуре) продолжает наследовать традиции образования эпохи Возрождения, Нового Времени и Просвещения, потому что философская (мировоззренческая) основа осталась единой. Если сравнить идеи классиков-педагогов XV, XVI, XVII столетия (а как мы знаем в начале XVII столетия в работах английского ученого Ф.Бэкона педагогика была впервые выделена из системы философского знания) с идеями современных признанных авторитетов в области образования (педагогики и философии образования), то мы не увидим принципиальных отличий. Все эти идеи основаны на единой мировоззренческой платформе, на общем мировосприятии.

Например, в начале XVII ст. Ф.Бэкон сформулировал принцип педагогики, согласно которому цель образования – не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Сравним эту формулировку с тем смыслом, который вкладывается в ключевое для современных образовательных систем понятие компетенция.

Например, автор диссертационного исследования по педагогике за 2012 год Г.Р. Наумова (Россия) считает, что научная новизна её исследования заключается в том, что «Уточнено понятие «профессиональная компетентность специалиста гостиничного сервиса» как системное свойство личности специалиста, интегрирующее перманентно развиваемые общие компетенции и формируемые профессиональные компетенции, проявление которого возможно только в практической деятельности по организации и предоставлению гостиничных услуг» [6].

Как видим, принцип педагогики, введенный Ф.Бэконом почти 400 лет назад и современное понимание компетенции (которая состоит из трех основных компонентов: 1) знания; 2) методологии применения этих знаний, владение этой методологией; 3) практического навыка) или компетентносного подхода в системе образования ХХІ столетия, мало чем отличаются.

Весь комплекс отличий, который комом нарос в философии образования с XV столетия до наших дней (примерно за 600 лет развития цивилизации) – в частностях.

Педагогика Возрождения отличается от современной философии образования ровно настолько, насколько воззрения умирающего Н.Коперника и предложенная им гелиоцентрическая система мира отличается от современной физико-математической Стандартной модели Вселенной, пытающейся ответить на вопросы о происхождении и этапах развития нашего мира.

Непосредственное влияние философской рефлексии через философию образования на педагогические практики еще более наглядно просматривается при рассмотрении последнего (третьего) этапа истории философии. Сравнивая историю развития философской мысли с эпохи Возрождения до наших дней с историей педагогики, мы обнаруживаем прямую связь между усложнением философского мировосприятия и развитием педагогики.

Изменение мировоззренческой парадигмы, которая закладывалась в философии, проявлялась в истории педагогики. С нашей точки зрения, масштабные и глубокие обобщения философских наработок, осуществлялись в философии образования и через неё внедрялись на практике. О практической значимости философии образования говорит соответствие истории развития мировоззренческих представлений о Вселенной и о месте человека в масштабах Земли и космоса истории развития педагогики. В педагогике (а точнее в философии образования как пирамидальной структуре) четко просматривается три основных этапа развития, которые соответствуют временным рамкам истории философии:

  1. Обращение к человеку: конец XV – середина XVIII столетия. Постепенная замена геоцентрических представлений о человеке, Земле и космосе гелиоцентрическими, привела к пересмотру церковных догм, которые столетиями (весь период Средневековья) насаждались в европейскую ментальность. Усилиями Коперника, Галилея, Кеплера и других астрономов, Земля утратила свою исключительность (как центр Вселенной) и превратилась в заурядную планету Солнечной системы, после чего пришло понимание, что у Бога хватает и других хлопот, более важных, чем определять судьбу каждого человека. Начиная с эпохи Возрождения, отмечается рост интереса к знаниям, к культурному наследию Античности. Образование становится более гуманным и светским (отказ от суровой палочной дисциплины, системы телесных наказаний, жесткого режима, подавляющего интересы ребенка, его свободу и природные задатки, идеи всеобщего образования, равенства в образовании мужчин и женщин). Демократические и гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения наиболее ярко и полно выразил Я.Коменский в своей педагогической системе. Заканчивается этот этап педагогическими взглядами английских и французских просветителей (Дж.Локка, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др.).
  2. Развивающее и воспитывающее обучение; требования к учителю; нравственное воспитание: середина XVIII столетия до начала ХХ столетия. Второй этап в развитии современной педагогической мысли связан с доминированием в мировоззрении европейцев космогонической гипотезы Канта-Лапласа. Между научными подходами И.Канта, П.-С.Лапласа, Э.Роша и других ученых и подходами И.Песталоцци, Ф.-В.Дистервега, И.Гербарта и др. классиков педагогической мысли этого периода, много общего: все они пытались обосновать предмет своих исследований с научной точки зрения. При этом, благодаря прорывам в понимании места человека в масштабах Земли и космоса в космогонических гипотезах, педагогические системы И.Песталоцци, Ф.-В.Дистервега, И.Гербарта и др. формировали в человеке все более раскрепощенное, свободолюбивое и всесторонне развитое начало (Согласно И.Песталоцци, всестороннее развитие – это формирование «ума, сердца и руки). Повысились требования к профессиональным и личностным качествам учителя, углубилось понимание педагогических методов и способов взаимодействия между учителем и учениками. К этому периоду времени относится первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании (И.Гербарт), представления о педагогике как о самостоятельной науке. Чем глубже человек разбирался в законах формирования и взаимодействия общества, Земли и космоса, тем предметнее и ответственнее он относился к своему образованию [4:215].
  3. Создание, воплощение на практике и распространение нетрадиционных моделей воспитания и обучения: начало ХХ столетия до наших дней. Проникновение в тайны Мироздания, достижения в математике, физике, космологии, биологии и других научных дисциплинах, повлияли на формирование и развитие новых мировоззренческих установок, которые проявились в философии образования и педагогике. Возникли и зарекомендовали себя на практике: педагогика «действия» В.Лая, экспериментальная педагогика Э.Меймана (Германия) и Э.Торндайка (США), русская педагогика (К.Ушинский, А.Макаренко), философско-педагогические течения прагматизма, экзистенциализма и неотомизма. Наконец, как на основе физики и математики в начале ХХ столетия произошло зарождение и интенсивное развитие новой науке об эволюции космоса – космологии, так и в педагогике, на основе философии, педагогики и психологии усилиями Д.Дьюи произошло становление философии образования [8:300].

Философию образования можно представить как пирамиду, в основании которой находятся обобщающие положения о человеке как субъекте и объекте исследования, аккумулированные в философской антропологии, включающей в себя, в том числе и современные обобщения нейрофилософии, нейропсихологии. Первый этаж пирамиды занимает психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Венчает «пирамиду» педагогика в определении и структуре, представленной в монографии Б.Бим-Бада [2:116]. Причем вся предложенная нами пирамида структуры философии образования действует в условиях непрерывно и нелинейно развивающихся микро и макросоциальных групп.

Философия образования в своем новом понимании – это не только теоретические осмысления основ и проявлений образовательного процесса, но и практика, непосредственное воплощение теоретических наработок в образовании в повседневную жизнь. Используя историко-философский анализ, мы показали, что философия образования не просто зависит от состояния развития социальной философии (и философии в целом), а и через свой методологический аппарат, реализует устоявшиеся философские (мировоззренческие) парадигмы в различных педагогических практиках.

Литература

 

  1. Баксанский О.Е. Философия, образование и философия образования // Педагогика и просвещение. – 2014. – 2.
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Введение в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования / Борис Михайлович Бим-Бад. – М.: РАО, 2015.
  3. Гуревич П.С. Образование и будущее человека // Педагогика и просвещение. – 2015. – №2.
  4. Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 2009.
  5. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. — М.: Прогресс-Традиция, 2012.
  6. Наумова Г. Р. Развитие общих компетенций в профессиональной подготовке специалистов гостиничного сервиса [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Гульназ Рафитовна Наумова; науч. рук. работы М. Л. Вайнштейн; Ин-т развития образования. – Екатеринбург, 2012.
  7. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. / А.П. Огурцов, В.В. Платонов – СПб.: РХГИ, 2014.
  8. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования / В.М. Розин. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.

Шитов С. Б. «Философия образования»: Учебник / Сергей Борисович Шитов: [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.bazaluk.com/scientific-library.html