СОШ №2, Грозный, Россия

 

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Что же такое стиль воспитания? Это способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию.

Демократический стиль воспитания  определяется высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка.

Этот стиль воспитания включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и тёплые. Ребёнок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий, родители уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт.

Что касается поведения и поступков ребёнка, то все проступки родители обсуждают с ним, что бы понять мотивы и чтобы ребёнок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени уже сформированы нравственные качества [2:188].

На глазах у ребёнка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и неконфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Вкратце эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрёкам и нотациям в свой адрес. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать «место под солнцем».

В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными.

У авторитетных родителей инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Как правило, при индифферентном стиле родители не склонны контролировать своих детей, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Они разрешают детям делать все, что им захочется, не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями.

Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Подобный стиль общения, приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье формирует у детей негативные качества: лживость, скрытность, озлобленность, жесткость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей.

Все авторы сходятся в том, что такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка тревожного типа личности, неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.

Дети из таких семей склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность.

Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер) [1].

  1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и привязанности.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострённом внимании и заботе к ребёнку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
  3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребёнка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности. Усиливает истероидные акцентуации у детей.
  4. Эмоциональное отвержение. Ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство ребёнком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.
  5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
  6. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на него ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям [4:271].

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, – все это гарантия серьезных неудач формирования его личности. Те родители, которые предпочитают всем видам воздействия приказ, диктат в семье, всегда сталкиваются с сопротивлением ребенка. На принуждение, угрозы ребенок отвечает лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним  оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители ограждают  ребенка от каких-либо забот, усилий и трудностей. На первом месте – удовлетворение потребностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива и т. п.

Семья, ведущим типом которой является сотрудничество, обретает особое качество – коллективизм, становится группой высокого уровня развития. При демократическом стиле прежде всего учитывается интерес ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив. От этого потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи и достижения, дарят постоянно подарки (ребенок привыкает к материальному  вознаграждению).

В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок заслуживает.

Если родители постоянно недовольны учебой своего ребенка, то у него появляется тревожность. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно действовать только по образцам и шаблонам, только по указаниям взрослых; боязни проявить инициативу; формальному усвоению знаний и способов действия.

Литература

 

  1. Детская психология: типы семейных отношений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.azps/ru
  2. Калинина, Р.Р. Родительские позиции и их роль в формировании личности ребёнка/ Р.Р. Калинина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2015.
  3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  4. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.