ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск

Естественно-географический факультет

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению. Профориентация призвана способствовать осуществ­лению предусмотренного Конституцией РФ права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.  Система профориентации включает в себя следу­ющие элементы:  профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование),   профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта­ция, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществ­ляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д.  Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.

Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации

Общей целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах.

Общими задачами профориентации школьников являются следующие:

–         максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;

–         активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии;

–         создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;

–         формирование профессиональной направленности лич­ности, общественно значимых мотивов выбора профессий; изучение школьников в целях профориентации; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

–          формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Дошкольный этап, когда происходит формирование первоначальных трудовых навыков и умений, овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя). Д.Б. Эльконин писал, что “игра – это дитя труда”, и само возникновение сюжетно- ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взролых, когда произошло
историческое разделение и усложнение труда.

Начальная школа. На этом этапе происходит возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности
(игровой, учебной, трудовой). В этот период интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Основная цель на этом этапе: формирование у учащихся первоначальных представлений о мире труда, знакомство с наиболее доступными профессиями, тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку. Задача учителя начальной школы формировать у учащихся потребность в учебном и общественно полезном труде. Учитель знакомит с миром профессий, с наиболее доступными из них, вооружает различными элементами труда, формирует интерес к профессиональной деятельности.

Первая ступень основной школы (5-7-е классы) – осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии.

Вторая ступень основной школы (8-9-е классы) – начало формирования профессионального самосознания.

Полное среднее учебное заведение – профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов.

Период ранней юности и зрелости – возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных
выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием большое место занимает именно профессиональное самоопределение подростка в системе профориентации ребенка.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного, самостоятельного выбора профессии.

Процесс профессионального самоопределения включает:

–        развитие самосознания;

–        формирование системы ценностей;

–        моделирование своего будущего;

–        построение “идеального образа” профессионала [2].

Профессиноальное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).

Психологи считают, что профессиональное и личностное

самоопределение имеют очень много общего, а в своих высших

проявлениях они почти сливаются.

Литература

  1. Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об

окружающей среде. Книга для чтения по экологии для учащихся

9-11 классов средней школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-

образовательная программа: Учебно-методическое пособие. –

СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  1. Гладкая Н.В. Диагностические методики предпрофильной

подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред.

А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

  1. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура:

пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев,

колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей

(Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт», 1997

 

 

 

Научный руководитель:        Доцент кафедры экологии и природопользования

Чомаева М.Н.

Login