ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск
Естественно-географический факультет
Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению. Профориентация призвана способствовать осуществлению предусмотренного Конституцией РФ права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда. Система профориентации включает в себя следующие элементы: профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование), профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консультация, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.
Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации
Общей целью профориентации школьников является формирование у них осознанного профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и потребностям общества в кадрах.
Общими задачами профориентации школьников являются следующие:
– максимальное информирование учащихся о мире и о требованиях профессий к личности;
– активизация познавательной деятельности учащихся в поиске «своей» профессии;
– создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
– формирование профессиональной направленности личности, общественно значимых мотивов выбора профессий; изучение школьников в целях профориентации; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
– формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.
Дошкольный этап, когда происходит формирование первоначальных трудовых навыков и умений, овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя). Д.Б. Эльконин писал, что “игра – это дитя труда”, и само возникновение сюжетно- ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взролых, когда произошло
историческое разделение и усложнение труда.
Начальная школа. На этом этапе происходит возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности
(игровой, учебной, трудовой). В этот период интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Основная цель на этом этапе: формирование у учащихся первоначальных представлений о мире труда, знакомство с наиболее доступными профессиями, тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку. Задача учителя начальной школы формировать у учащихся потребность в учебном и общественно полезном труде. Учитель знакомит с миром профессий, с наиболее доступными из них, вооружает различными элементами труда, формирует интерес к профессиональной деятельности.
Первая ступень основной школы (5-7-е классы) – осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии.
Вторая ступень основной школы (8-9-е классы) – начало формирования профессионального самосознания.
Полное среднее учебное заведение – профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов.
Период ранней юности и зрелости – возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных
выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием большое место занимает именно профессиональное самоопределение подростка в системе профориентации ребенка.
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного, самостоятельного выбора профессии.
Процесс профессионального самоопределения включает:
– развитие самосознания;
– формирование системы ценностей;
– моделирование своего будущего;
– построение “идеального образа” профессионала [2].
Профессиноальное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову).
Психологи считают, что профессиональное и личностное
самоопределение имеют очень много общего, а в своих высших
проявлениях они почти сливаются.
Литература
- Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об
окружающей среде. Книга для чтения по экологии для учащихся
9-11 классов средней школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2000.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-
образовательная программа: Учебно-методическое пособие. –
СПб.: СМИО Пресс, 2000.
- Гладкая Н.В. Диагностические методики предпрофильной
подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред.
А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.
- Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура:
пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев,
колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей
(Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт», 1997
Научный руководитель: Доцент кафедры экологии и природопользования
Чомаева М.Н.
Свежие комментарии