ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск

Естественно-географический факультет

Исследования социологов показывают, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования и даже психические расстройства [2].

Не существует определенных правил, чему отдать предпочтение в процессе выбора профессии – склонностям или способностям. Тем более что в жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способност могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому- то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования. Тем не менее профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (однопредметной, многопредметной, смешанной) в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

На современном этапе развития общества педагогическая деятельность приобретает системно-целостный характер. Педагог в области экологического образования должен овладеть экологией не только как предметной областью, но и как определенной сферой культуры, к которой он готов приобщать своих учеников.

Деятельность учителя основывается на знаниях и умениях о том, как нужно осуществлять будущий, еще не реализованный в действительности образовательный процесс. Для того чтобы выступать в качестве субъекта педагогической деятельности, учитель должен овладеть педагогическими установками, направленными на развитие личности ученика. Кроме этого, педагог-эколог должен уметь проектировать собственную педагогическую деятельность, основываясь на собственном педагогическом опыте.

Система предпрофильной подготовки учащихся включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогических идей, реализация которых на практике должна привести к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы образования девятиклассников.

Одной из наиболее актуальных и в настоящее время реализуемых идей является введение интерактивных методов преподавания курсов по выбору, к которым относятся практикумы, проектная деятельность, моделирование, экскурсии (в том числе виртуальные), тренинги, дискуссии, дебаты и т.д.

Интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие) – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

В интерактивном обучении, по сравнению с традиционным, меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации [1].

Люди часто бездумно поступают с нашей планетой, и в скором времени главной задачей экологов станет именно проблема сохранения окружающей среды. А значит, спрос на специалистов в этой области будет расти

Экология – изучает взаимодействие между собой живых организмов и окружающей среды.

Эколог, или инженер-эколог – это специалист, анализирующий ситуацию и разрабатывающий меры способствующие уменьшению негативного воздействия на природу, выявляющий причины природных катаклизмов и разрабатывающий возможности, снижающие воздействия людского фактора на окружающую среду.

Профориентация на экологические специальности является более сложной, чем ориентация на професии химика, физика, биолога и другие, т.к.

Особенности профессии, основные задачи, которые решают экологи:

– изучение состояния земли, воды, воздуха;

– определение степени воздействия производственных предприятий на людей и окружающую среду;

– выявление уровня загрязнения, и на основе анализа причин составление прогноза на будущее;

– изучение последствий тех или иных воздействий на природу, наблюдение за утилизацией отходов и контроль вредных производств.

Инженер-эколог разрабатывает и согласовывает в государственных органах природоохранные документы, обосновывающие экологическую безопасность проектов и производств. Специалист-эколог, работающий в лаборатории, исследует содержание специфических и загрязняющих веществ в воде, воздухе, почве. На этапе планирования постройки дома, предприятия или дороги, квалифицированный эколог обязательно участвует в проведении экспертизы.

Необходимые качества эколога.

Для эколога необходимы следующие качества:

– работоспособность и умение работать в команде;

– интерес к природе и способность к научному творчеству;

– умение грамотно излагать свою точку зрения и способность ее доказать;

– энергичность и стрессоустойчивость;

– умение дипломатично, но с высокой долей гражданской смелости оспаривать действия должностных лиц, власти и госструктур;

– научный склад ума и интерес к исследованиям.

Где можно работать экологом?

Можно работать в госструктурах – Росприроднадзоре, Ростехнадзоре или в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу, а также в Министерстве сельского хозяйства, Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов. Есть штатная единица эколога в муниципальных структурах.

Коммерческие и проектные организации учитывают квалификацию инженера-эколога, а самый большой спрос на специалистов в этой области у промышленных предприятий.

Литература

  1. Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об

окружающей среде. Книга для чтения по экологии для учащихся

9-11 классов средней школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-

образовательная программа: Учебно-методическое пособие. –

СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  1. Гладкая Н.В. Диагностические методики предпрофильной

подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред.

А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

  1. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура:

пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев,

колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей

(Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт», 1997

 

 

 

Научный руководитель:                                   Доцент кафедры экологии и природопользования

Чомаева М.Н.