ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск

Естественно-географический факультет

Система экологического образования школьников выступает как подсистема общего образования. На ее функционирование влияют политические, культурные и социально-экономические факторы.

Ведущими идеями становления и развития системы экологического образования в общеобразовательной школе являются следующие:

  • непрерывность экологического образования;
  • обеспечение возможностей для самовоспитания и самообра-зования ученика, развитие у него рефлексии, интеллекта, моральных и нравственных качеств личности;
  • реализация личностно ориентированного подхода к развитию личности ученика, позволяющего создать образовательную среду, включающую общение, мотивацию, сотрудничество, сотворчество;
  • функция системы экологического образования рассматривается как функция трансляции и развития культуры, развития глобально ориентированного научного мировоззрения;
  • рассмотрение целей экологического образования как сово-купности социальных целей, развивающихся под влиянием социально-экономического и научно-технического прогресса;
  • рассмотрение экологии как источника формирования научного глобально ориентированного мировоззрения и экологического стиля мышления.

Компонентами системы экологического образования выступают цели, содержание, мотивация обучения и воспитания, процессы преподавания и учения, учебно-методическое и материально- техническое сопровождение, результаты. К результатам экологического образования относятся экологическая компетентность ученика, сформированность у него мировоззренческих установок, развитие экологической культуры и развитие интеллектуальных качеств личности.

Развитие личности совершается в определенных социокультурных условиях, в деятельности, в общении с людьми и природой. Осознание необходимости ответственного отношения к окружающей среде означает меру проявления человеком своих обязанностей и прав избирать в конкретной ситуации оптимальный вариант взаимодействия с природой. В личностном плане как важное нравственно-психологическое качество выступает экологическая ответственность.

Восприятие природы как единого целого, как сложной системы с множественными взаимосвязями элементов становится основой для понимания учащимися ее универсальной и абсолютной ценности. Отношение к природе проявляется в виде потребностей, эмоциональных проявлений любви, привязанности, участия и соучастия, сочувствия или равнодушия.

Отношение человека к природе отражает степень взаимодействия нормативных ценностей природы с присвоенной личностью системой ценностей. Специфичность ценностей природы проявляется в их универсальности, например: ценности природы, биологического разнообразия, ценность жизни и здоровья и т.д.

Теоретической предпосылкой формирования системы экологического образования школьников выступают следующие дидактические закономерности:

  • единство структурных элементов системы экологического образования в общеобразовательной школе;
  • функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования;
  • единство содержательной и процессуальной сторон экологи-ческого образования.

Учебно-воспитательный процесс в отношении экологии включает формы и методы обучения и воспитания, средства обучения, совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания экологического образования, контроль достижений учащихся. Логика учебно-воспитательного процесса по экологии в школе проявляется в связях и отношениях между деятельностью учащихся и учителя, в своем единстве и целостности приводящих к достижению образовательных целей экологического образования.

Процесс обучения экологии логически обусловливает после-довательность изучения учебных тем в структуре учебного предмета «экология», последовательность и взаимосвязь теоретических и практических занятий, уроков, экскурсий в природу и экологических практикумов.

Цель организации индивидуальных и групповых видов внеклассной работы — содействие развитию у учащихся умений и интереса к исследовательской работе.

Средства, используемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных экологических объектов, изобразительной наглядности, технических и дидактических средств, лабораторного оборудования.

Функции экологического образования в школе. Экологическое образование благодаря особенностям своего содержания, обусловленным мировоззренческим и культуротворческим характером науки экологии, обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом. Оно играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования.

Функции экологического образования, предполагающего экологизацию содержания образования, следующие.

– Интегративная функция, содействующая синтезу естественно-научного и гуманитарного знания, обеспечивает понимание школьниками экологических аспектов естественно-научных и гуманитарных знаний, что способствует осознанию ими целостной научной картины мира.

– Мировоззренческая функция способствует формированию у школьников научного глобально ориентированного мировоззрения. В основе этой функции лежат положения теории познания: мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий, изменение элементов системы взаимно обусловлено, человек и общество — результат эволюции природы и поэтому они неотделимы от природы. Изучение глобальных экологических процессов и связанных с ними угрожающих человечеству проблем, их причин и возможных последствий, осмысление возможных способов их предупреждения — все это определяет стиль формируемого мышления — экологического. Характерные черты такого стиля мышления — глобальность, целостное восприятие мира с многочисленными связями, осознание места и роли человека в этом мире; гибкость, мобильность и осмысление собственной деятельности в контексте общечеловеческого опыта.

– Социальная функция определяется высокой значимостью эко-логического обучения и воспитания для всех членов общества. Эко-логическое образование может удовлетворять не только интересы личности и потребности общества в специалистах в области природопользования, экологии и экологического образования, но и содействовать обеспечению экологической безопасности населения.

– Культуротворческая функция заключается в формировании у учащихся экологической культуры посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой и окружающей средой. Эта функция ориентирует на многосторонность познания мира на основе присвоения универсальных культурных и экологических ценностей прошлого и настоящего. Она проявляется в осмыслении взаимосвязи человека и природы, в понимании природы как универсальной ценности и как объекта материально-производственной деятельности человека. Данная функция направлена на понимание исторических типов взаимоотношений природы и общества в разные исторические эпохи, осознание необходимости разработки новой парадигмы — перехода общества на модель устойчивого развития.

– Обучающая функция обеспечивает формирование у школьников знаний о закономерностях развития природы и общества в их неразрывной взаимосвязи; о причинах противоречий в системе «природа — общество» и содействует развитию практических умений и навыков по изучению экологических систем.

– Воспитательная функция заключается в формировании у учащихся ценностных отношений к природе, отражающих ее объективную целостность и ценность, обеспечивает условия не только для познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы, но и для развития чувства ответственности за ее сохранение.

– Развивающая функция содействует интеллектуальному развитию учащихся, развитию у них экологического стиля мышления, способностей и потребностей в экологическом образовании, самообразовании и самовоспитании.

Экологическое образование в целом позволяет каждому человеку осознать свое единство с человеческим сообществом и биосферой.

Литература

  1. Алексеев С.В., Андреева Н.Д. Ученые в области наук об

окружающей среде. Книга для чтения по экологии для учащихся

9-11 классов средней школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-

образовательная программа: Учебно-методическое пособие. –

СПб.: СМИО Пресс, 2000.

  1. Гладкая Н.В. Диагностические методики предпрофильной

подготовки. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред.

А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

  1. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура:

пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев,

колледжей, студентов педвузов, вузов культуры и учителей

(Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт», 1997

Научный руководитель:     Доцент кафедры экологии и природопользования

Чомаева М.Н.