ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

Изучение сложного предложения, как в русском, так и в зарубежном языкознании зарождалось в русле идей всеобщей грамматики с ее ориен­тацией на логическую категорию суждения, что определило преимущест­венно интерес исследователей к области сложноподчиненных предложе­ний, где эти идеи могли реализоваться. Первым опытом систематизации сложноподчиненных предложений с логико-грамматических позиций бы­ла классификация, основанная на уподоблении придаточных предложений членам простого предложения. В дальнейшем как реакция на это направление в отечественной науке определились, в основном, два подхода к изучению сложного предложения: со стороны «форм связи» и тех средств, которыми они создаются (Ф.Ф. Фортунатов, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро и др.), и со стороны структурно-семантических соотношений частей слож­ного предложения (В.В. Виноградов, Н.С. Поспелов, Л.Ю. Макси­мов, В.А. Белошапкова и др.). В последнее время значительное рас­пространение получило также изучение сложного предложения метода­ми генеративной грамматики с преимущественным интересом к синтагма­тической организации сложного предложения и его «глубинной» се­мантике.

Изучение сложного предложения с точки зрения функционального пред­назначения, семантических и структурных особенностей определяется тем, и что при такой системе обучения качественно изменяется мотивация в изуче­нии родного языка, появляется понимание языка как коммуникативного средства. Осмысление типовых и дифференцированных значений сложного предложения оказывается основой для создания учебной ситуации, при кото­рой школьники получают реальную возможность речевого развития в соот­ветствии со своими индивидуальными возможностями.

Сложное предложение представляет собой более высокую по сравнению с простым предложением синтаксическую структуру коммуникативного по­рядка. Приступая к изучению сложного предложения как структурно-семантического целого, учащиеся знакомятся с такими наиболее существен­ными признаками сложного предложения, как полипредикативность, особая структурная организация, смысловая и интонационная целостность.

По-разному определяли сущность предложения представители различ­ных лингвистических направлений. В этих определениях особенно отчетливо проявилось различие грамматических концепций, которое, в свою очередь, объясняется различием теоретических взглядов ученых на язык вообще и его связь с процессами мышления, в частности.

Наиболее отчетливо логизированная сущность предложения и его чле­нов выявляется у представителей логико-синтаксического направления, в ча­стности в определении Ф.И. Буслаева: «Предмет, о котором мы судим, назы­вается подлежащим (subjectum, subject). То, что мы думаем или судим о предмете (о подлежащем), именуется сказуемым (praedicatum, pradicat). При­соединение сказуемого к подлежащему именуется суждением. Суждение, выраженное словами есть, предложение» [1; с. 258]. Такое определение, во-первых, отождествляет понятия логические и понятия грамматические и, во- вторых, обедняет понятие предложения, сужая его до суждения. Если можно утверждать, что любое суждение выражается предложением, т.е. оформляет­ся в виде предложения (не может существовать вне предложения), то абсо­лютно не приемлемо утверждение обратного, т.е. того, что каждое предложе­ние есть одновременно и суждение. В суждении всегда нечто утверждается или нечто отрицается. В предложении же может не быть ни того, ни другого.

Все последующие многочисленные определения предложения, выяв­ляющие стремление связать предложение с законченной мыслью, в конечном счете восходят к буслаевскому пониманию предложения. Иной взгляд на предложение обнаруживается у представителей пси­холого-синтаксического направления в лингвистике. «Грамматическое пред­ложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», – писал A.A. Потебня. И далее: «Термины «подлежащее», «сказуемое» добы­ты из наблюдения над словесным предложением и в нем друг другом неза­менимы. Между тем для логики в суждении существенна только сочетае­мость или несочетаемость двух понятий, а которое из них будет названо субъектом, которое предикатом, это для нее, вопреки существующему мне­нию, должно быть безразлично…» [3; с. 47].

Представители формально-синтаксического направления рассматривали предложение само по себе, автономно и его свойства объясняли внутренним строением. Например, определяли предложение как словосочетание, имею­щее законченную интонацию, а члены предложения – как части речи. Так, основным предметом изучения в синтаксисе, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, являлось словосочетание, разновидностью которого и было предложение.

Таким образом, начиная с работ А.А. Потебни, в русской синтаксиче­ской науке появляется стремление определить предложение на основе кон­кретного ведущего признака, характеризующего его организацию.

В 20-40-е годы XX века ученые стали активно различать формальную и коммуникативную организацию предложения. Учение о предложении как о единице, прежде всего коммуникативного уровня, присуще представителям Пражской лингвистической школы (В. Матезиус, Б. Гавранек, Н.С. Трубец­кой, Р.О. Якобсон и др.).

Далее теория предложения развивалась по пути выявления его грамма­тических признаков при учете общей коммуникативной сущности и его се­мантики. Так, В.В. Виноградов дает такое определение: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неде­лимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными при­знаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, вы­ражения и сообщения мысли» [2; с. 38].

Определение предложения как минимальной, грамматически организо­ванной единицы, служащей для выражения мысли, а также чувства и воли, является в настоящее время наиболее распространенным (в основном это концепция В.В. Виноградова). В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтакси­ческой единицы –  предикативности. Предикативность является содержатель­ным признаком предложения. И предложение мыслится, прежде всего, как единица предикативная.

Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикатив­ных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единст­во, называется сложным. Сложное предложение представляет собой целост­ную синтаксическую структуру, которая выступает в качестве одной комму­никативной единицы. Грамматические особенности сложного предложения определяются дву­мя моментами: 1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность; 2) объединение частей сложного предложения составляет семантико-структурное единство. Эта двойственность сложного предложения привела к разному понима­нию его синтаксической природы. В одних случаях учитывалось его первое свойство –  объединенность предикативных единиц, в других – смысловое и структурное единство их. А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, понимавшие сложные предложение как сцепление простых предложений, пришли к выво­ду о неудобстве самого термина: сложное предложение А.М. Пешковский называет «сложным целым», а А.А. Шахматов – «сочетанием предложе­ний». В.А. Богородицкий описал сложное предложение как единую и цель­ную структуру. Эту идею развивают и углубляют далее Н.С. Поспелов, В.А. Белошапкова, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и другие.

Многоаспектность сложного предложения, как и других единиц синтак­сиса, определяет возможность исследования разных его сторон.

Логический аспект проявляется во внимании к особому типу мысли, вы­ражаемой в сложном предложении, – умозаключению. Этот аспект сложного предложения изучен недостаточно. Структурный аспект – во внимании к строению сложного предложения. Коммуникативный аспект – во внимании к функциональным типам сложного предложения (повествовательным, вопро­сительным, побудительным), к порядку частей и интонации. Семантический аспект – в учете и разграничении языковой и речевой семантики сложного предложения.

В исследованиях сложного предложения, так же как в исследованиях простого предложения, нет четкого разграничения указанных аспектов, так как разные стороны сложного предложения взаимообусловлены и взаимосвя­заны.

Наиболее известны следующие классификации сложных предложений: традиционная, структурно-семантическая и функциональная. Эти класси­фикации не исключают, а дополняют друг друга вниманием к разным аспек­там сложного предложения.

В пределах традиционной классификации сложилось деление предло­жений на сложносочиненные и сложноподчиненные. В сложносочиненных отмечается равноправие сочетающихся предложений, а в сложноподчинен­ных – неравноправие. Бессоюзные сложные предложения то выделялись в особый тип сложных предложений, то распределялись между сложносочи­ненными и сложноподчиненными на основе смысловой соотносительности.

Наиболее распространенной в настоящее время является структурно-семантическая классификация сложных предложений, которая разработана Н.С. Поспеловым, С.Г. Ильенко, В.А. Белошапковой и др.

Большим достижением теории сложного предложения является по­ложение о необходимости разноступенчатого подхода к анализу сложного предложения, который требует последовательного введения критериев клас­сификации: структурного и семантического. Наиболее общее деление слож­ных предложений на союзные и бессоюзные проводится на структурных ос­нованиях: по наличию – отсутствию союза (или союзного слова). Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочиненные и сложноподчи­ненные. При этом принимается во внимание характер союзов: сочинитель­ных и подчинительных. И только на следующем уровне классифи­кации учитываются семантические свойства. Разновидности сложносочинен­ных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений выделяются с учетом их структуры и семантики. При структурно-семантической классификации осмысливается структура и семантика всего сложного предложения, а не только сочетающихся частей. Однако и в этой классификации не все бесспорно и в равной мере изу­чено. В частности, нет последовательности в применении структурных и се­мантических критериев при анализе сложных предложений. Так, при выде­лении разновидностей союзных сложных предложений основной критерий – структурный, а при классификации бессоюзных предложений – семантиче­ский.

Функциональная классификация сложных предложений отражает нали­чие целевой установки высказывания. Сложные предложения, как и про­стые, могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными.

Сложное предложение – это целостная синтаксическая структура, части которой, являясь по форме предложениями, не имеют самостоятельно­го коммуникативного значения и интонационной законченности. Лишь все сложное предложение в целом выступает как единица общения и обладает в связи с этим интонационной законченностью.

 

Литература

  1. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. – М.: Учпедгиз, 1959. – 626 с.
  2. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Вопросы грамматического строя. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 482 с.
  3. Потебня А.А. Слово и предложение. Введение в теорию. – М.: Красанд, 2010. – 128 с.

Научный руководитель доц.Биджиева А.А-Ю.