ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»
Изучение сложного предложения, как в русском, так и в зарубежном языкознании зарождалось в русле идей всеобщей грамматики с ее ориентацией на логическую категорию суждения, что определило преимущественно интерес исследователей к области сложноподчиненных предложений, где эти идеи могли реализоваться. Первым опытом систематизации сложноподчиненных предложений с логико-грамматических позиций была классификация, основанная на уподоблении придаточных предложений членам простого предложения. В дальнейшем как реакция на это направление в отечественной науке определились, в основном, два подхода к изучению сложного предложения: со стороны «форм связи» и тех средств, которыми они создаются (Ф.Ф. Фортунатов, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро и др.), и со стороны структурно-семантических соотношений частей сложного предложения (В.В. Виноградов, Н.С. Поспелов, Л.Ю. Максимов, В.А. Белошапкова и др.). В последнее время значительное распространение получило также изучение сложного предложения методами генеративной грамматики с преимущественным интересом к синтагматической организации сложного предложения и его «глубинной» семантике.
Изучение сложного предложения с точки зрения функционального предназначения, семантических и структурных особенностей определяется тем, и что при такой системе обучения качественно изменяется мотивация в изучении родного языка, появляется понимание языка как коммуникативного средства. Осмысление типовых и дифференцированных значений сложного предложения оказывается основой для создания учебной ситуации, при которой школьники получают реальную возможность речевого развития в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Сложное предложение представляет собой более высокую по сравнению с простым предложением синтаксическую структуру коммуникативного порядка. Приступая к изучению сложного предложения как структурно-семантического целого, учащиеся знакомятся с такими наиболее существенными признаками сложного предложения, как полипредикативность, особая структурная организация, смысловая и интонационная целостность.
По-разному определяли сущность предложения представители различных лингвистических направлений. В этих определениях особенно отчетливо проявилось различие грамматических концепций, которое, в свою очередь, объясняется различием теоретических взглядов ученых на язык вообще и его связь с процессами мышления, в частности.
Наиболее отчетливо логизированная сущность предложения и его членов выявляется у представителей логико-синтаксического направления, в частности в определении Ф.И. Буслаева: «Предмет, о котором мы судим, называется подлежащим (subjectum, subject). То, что мы думаем или судим о предмете (о подлежащем), именуется сказуемым (praedicatum, pradicat). Присоединение сказуемого к подлежащему именуется суждением. Суждение, выраженное словами есть, предложение» [1; с. 258]. Такое определение, во-первых, отождествляет понятия логические и понятия грамматические и, во- вторых, обедняет понятие предложения, сужая его до суждения. Если можно утверждать, что любое суждение выражается предложением, т.е. оформляется в виде предложения (не может существовать вне предложения), то абсолютно не приемлемо утверждение обратного, т.е. того, что каждое предложение есть одновременно и суждение. В суждении всегда нечто утверждается или нечто отрицается. В предложении же может не быть ни того, ни другого.
Все последующие многочисленные определения предложения, выявляющие стремление связать предложение с законченной мыслью, в конечном счете восходят к буслаевскому пониманию предложения. Иной взгляд на предложение обнаруживается у представителей психолого-синтаксического направления в лингвистике. «Грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», – писал A.A. Потебня. И далее: «Термины «подлежащее», «сказуемое» добыты из наблюдения над словесным предложением и в нем друг другом незаменимы. Между тем для логики в суждении существенна только сочетаемость или несочетаемость двух понятий, а которое из них будет названо субъектом, которое предикатом, это для нее, вопреки существующему мнению, должно быть безразлично…» [3; с. 47].
Представители формально-синтаксического направления рассматривали предложение само по себе, автономно и его свойства объясняли внутренним строением. Например, определяли предложение как словосочетание, имеющее законченную интонацию, а члены предложения – как части речи. Так, основным предметом изучения в синтаксисе, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, являлось словосочетание, разновидностью которого и было предложение.
Таким образом, начиная с работ А.А. Потебни, в русской синтаксической науке появляется стремление определить предложение на основе конкретного ведущего признака, характеризующего его организацию.
В 20-40-е годы XX века ученые стали активно различать формальную и коммуникативную организацию предложения. Учение о предложении как о единице, прежде всего коммуникативного уровня, присуще представителям Пражской лингвистической школы (В. Матезиус, Б. Гавранек, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др.).
Далее теория предложения развивалась по пути выявления его грамматических признаков при учете общей коммуникативной сущности и его семантики. Так, В.В. Виноградов дает такое определение: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли» [2; с. 38].
Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а также чувства и воли, является в настоящее время наиболее распространенным (в основном это концепция В.В. Виноградова). В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы – предикативности. Предикативность является содержательным признаком предложения. И предложение мыслится, прежде всего, как единица предикативная.
Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным. Сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую структуру, которая выступает в качестве одной коммуникативной единицы. Грамматические особенности сложного предложения определяются двумя моментами: 1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность; 2) объединение частей сложного предложения составляет семантико-структурное единство. Эта двойственность сложного предложения привела к разному пониманию его синтаксической природы. В одних случаях учитывалось его первое свойство – объединенность предикативных единиц, в других – смысловое и структурное единство их. А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, понимавшие сложные предложение как сцепление простых предложений, пришли к выводу о неудобстве самого термина: сложное предложение А.М. Пешковский называет «сложным целым», а А.А. Шахматов – «сочетанием предложений». В.А. Богородицкий описал сложное предложение как единую и цельную структуру. Эту идею развивают и углубляют далее Н.С. Поспелов, В.А. Белошапкова, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и другие.
Многоаспектность сложного предложения, как и других единиц синтаксиса, определяет возможность исследования разных его сторон.
Логический аспект проявляется во внимании к особому типу мысли, выражаемой в сложном предложении, – умозаключению. Этот аспект сложного предложения изучен недостаточно. Структурный аспект – во внимании к строению сложного предложения. Коммуникативный аспект – во внимании к функциональным типам сложного предложения (повествовательным, вопросительным, побудительным), к порядку частей и интонации. Семантический аспект – в учете и разграничении языковой и речевой семантики сложного предложения.
В исследованиях сложного предложения, так же как в исследованиях простого предложения, нет четкого разграничения указанных аспектов, так как разные стороны сложного предложения взаимообусловлены и взаимосвязаны.
Наиболее известны следующие классификации сложных предложений: традиционная, структурно-семантическая и функциональная. Эти классификации не исключают, а дополняют друг друга вниманием к разным аспектам сложного предложения.
В пределах традиционной классификации сложилось деление предложений на сложносочиненные и сложноподчиненные. В сложносочиненных отмечается равноправие сочетающихся предложений, а в сложноподчиненных – неравноправие. Бессоюзные сложные предложения то выделялись в особый тип сложных предложений, то распределялись между сложносочиненными и сложноподчиненными на основе смысловой соотносительности.
Наиболее распространенной в настоящее время является структурно-семантическая классификация сложных предложений, которая разработана Н.С. Поспеловым, С.Г. Ильенко, В.А. Белошапковой и др.
Большим достижением теории сложного предложения является положение о необходимости разноступенчатого подхода к анализу сложного предложения, который требует последовательного введения критериев классификации: структурного и семантического. Наиболее общее деление сложных предложений на союзные и бессоюзные проводится на структурных основаниях: по наличию – отсутствию союза (или союзного слова). Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. При этом принимается во внимание характер союзов: сочинительных и подчинительных. И только на следующем уровне классификации учитываются семантические свойства. Разновидности сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений выделяются с учетом их структуры и семантики. При структурно-семантической классификации осмысливается структура и семантика всего сложного предложения, а не только сочетающихся частей. Однако и в этой классификации не все бесспорно и в равной мере изучено. В частности, нет последовательности в применении структурных и семантических критериев при анализе сложных предложений. Так, при выделении разновидностей союзных сложных предложений основной критерий – структурный, а при классификации бессоюзных предложений – семантический.
Функциональная классификация сложных предложений отражает наличие целевой установки высказывания. Сложные предложения, как и простые, могут быть повествовательными, вопросительными и побудительными.
Сложное предложение – это целостная синтаксическая структура, части которой, являясь по форме предложениями, не имеют самостоятельного коммуникативного значения и интонационной законченности. Лишь все сложное предложение в целом выступает как единица общения и обладает в связи с этим интонационной законченностью.
Литература
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. – М.: Учпедгиз, 1959. – 626 с.
- Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Вопросы грамматического строя. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 482 с.
- Потебня А.А. Слово и предложение. Введение в теорию. – М.: Красанд, 2010. – 128 с.
Научный руководитель доц.Биджиева А.А-Ю.
Свежие комментарии