Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

Информатизация образовательного пространства школы – важнейшее условие реформирования российского образования. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в связи с введением новых образовательных стандартов. Инновационные ИКТ становятся для учителя средством формирования совершенно нового образа мышления, привычным инструментом, который педагоги смогут применять в своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в образовании компетентностный подход – обращение к личности обучаемого, учет его личностных, деятельностных характеристик: творческую инициативу, самостоятельность, мобильность; обеспечение возможностей для самореализации, личностного роста ученика; создание условий для саморазвития его творческой индивидуальности. А. В. Хуторской [3] отмечает, что компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Детализация ключевых компетентностей, определяющих нормативную основу модернизации системы образования, предполагает следующий подход к определению понятий: компетенция – готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а так же способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач; компетентность – уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях. [2]

Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется учебная деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность» учителя. Одни авторы считают ее одной из составляющих общей культуры («информационная культура педагога»), связанной с функционированием информации в обществе (И.Г. Овчинникова, Л.У. Глухова). Другие понимают под ИКТ-компетентностью совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий (Е.К. Хеннер[2], А.П. Шестаков). Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер. Можно выделить следующие составляющие ИКТ- компетенции учителя математики: общепользовательскую компетенцию;

  • общепедагогическую ИКТ – компетенцию;
  • специфическую (математическую) ИКТ-компетенцию в образовательной области «Математика».

Кроме того, можно определить уровни сформированности у учителя ИКТ-компетенции:

  • базовый – инвариант знаний, умений и опыта необходимый, педагогу для решения образовательных задач средствами ИКТ – технологий;
  • предметно-ориентированный – освоение и формирование готовности к внедрения в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике предмета математики.

В педагогической науке существует примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: [1]

  • Знание основных электронных учебников по предмету, коллекций цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) в Интернете.
  • Умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Установка используемой программы на демонстрационный компьютер, пользование проекционной техникой, владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Умение преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составление собственного учебного материала из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы) для оптимального представления различного рода материалов.
  • Эффективное применение инструментов организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Формирование собственного портфолио и портфолио учащегося.
  • Умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру), сайт, лист рассылки, форум, Wiki-среда.
  • Организация работы учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционная поддержка учебного процесса (по необходимости).

Формирование ИКТ – компетенции педагога необходимо проводить в следующих направлениях:

  • психологическом (решение проблемы мотивации обучающихся к изучению учебного курса и самообразованию);
  • педагогическом (самообразование и повышение квалификации, выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, приобщение преподавателей к научной деятельности);
  • методическом (обоснование задач, содержания и принципов обучения математике, а также методов и средств проведения различных форм занятий; обеспечение образовательного процесса необходимыми средствами обучения (программами, учебниками и учебными пособиями, наглядными и мультимедийными средствами, компьютерными программами); обновление существующих и внедрение новых форм и технологий обучения и воспитания;
  • дидактическом (формирование оптимального содержания учебного курса в соответствии с установленной образовательными стандартами программой и целями учебного курса);
  • информационно-технологическом (формирование и использование фонда мультимедийных программных средств обучения и воспитания; использование мультимедийных и интерактивных технических средств; организация и поддержка образовательного процесса с использованием автоматизированных систем управления и оценки качества образования; использование возможностей компьютерных сетей в учебном процессе).

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что формирование

 Формирование профессиональной компетентности учителя математики на основе ИКТ происходит в нескольких направлениях. В первую очередь, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.). Во – вторых, учитель, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы, применяя офисные пакеты (Microsoft Office, Open Office). В-третьих, для учителя открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивной доски, электронных журналов. Немаловажную роль занимает использование электронных учебников, как на уроках, так и во внеурочное время. Благодаря интерактивной подаче материала, у обучающихся формируется творческий подход к обучению. Ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала. Для разработки электронных учебников, пособий педагог может использовать разнообразное программное обеспечение (Quanta Plus, Front Page, AdobeDreamweaver). Кроме того, учитель может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы (Keduca, MyTest, Delphi, Java Script).H менее важным в повышении ИКТ-компетентности учителя является его умение с помощью языка HTML или языка сценариев Java Script создавать сайты и осваивать основы Web-дизайна. Для полноценного функционирования в образовательном учреждении и самореализации, педагогу необходимо осуществлять работу в дистанционном обучении, участвовать в Оn-line тестированиях, дистанционных олимпиадах, конференциях, виртуальных экскурсиях, организовывать поиск различной информации в Сети.

Анализ категориально-понятийного аппарата по тематике статьи позволил выяснить, что для повышения уровня ИКТ-компетентности учителя математики необходимо уметь создавать и использовать электронные средства образовательного назначения, применять инновационные методы и технологии в рамках информационной среды образовательного учреждения.

Литература

  1. Тоискин В.С., Красильников В.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 140 с.
  2. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е. К. Хеннер. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 188с.
  3. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Политика в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.eidos.techno.ru/news/compet/htm,