Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Реформирование системы высшего экономического образования направлено на подготовку новой генерации профессионалов-экономистов, обладающих творческим потенциалом и высоким уровнем IQ, способных построить открытое информационное общество, ориентированное на обеспечение материальных и духовных потребностей людей [7].

Для экономиста важно качественное образование – его недостаток ничем не компенсируешь. Компетенции экономиста должны быть основаны на фундаментальной экономической подготовке, которая является необходимой профессиональной базой. Но экономист должен знать не просто теоретические основы, а свободно ориентироваться в них, применять теорию на практике. Это значит, что он должен быть абсолютно компетентен в вопросах экономической теории.

В. Пономаренко, подходя к анализу понятия «компетентность будущих экономистов», настаивает на важности компетентностного подхода, который, по мнению исследователя предполагает формирование компетентности именно как системы, а не как совокупности отдельных элементов знаний, умений и тому подобное. Только система определенных знаний, умений и других личностных качеств, по мнению автора, позволяет человеку стать компетентным специалистом [5].

Соглашаясь с мнением В. Пономаренко о важности применения компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов, следует отметить, что эффективное управление качеством образования предполагает такое построение профессиональной подготовки экономистов, которая направляет указанный процесс в контексте этого подхода на формирование у студентов компетенций в области экономической теории, истории экономических учений, экономической информатики, финансов, банковского дела, бухгалтерского учета, аудита, функционирования бирж ценных бумаг и тому подобное.

Сегодня также особое внимание ученых направлено на изучение специальной лексики, которая обслуживает профессиональную сферу в процессе общения. Интересны современные научные труды О.Я. Гойхман, Л.С. Димовой, А.С. Зубковой, А.М. Кузьминой, А.С. Лукьянычевой, Н.В. Нефедовой, В.М. Ростовцевой и др. Теоретические основы формирования навыков речи находятся в центре внимания учёных, исследующих методологию преподавания языковых дисциплин в неязыковом вузе О.Ю. Афанасьевой, Д.А. Головановой, Л.И. Евенко, Т.В. Иванчиковой, Н.В. Киреевой, И.Ю. Скибицкой, Э.Г. Скибицкого, Л.Н. Смирновой, И.С. Якиманской и др. Но, несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки исследования проблемы формирования профессионально-речевой компетентности студентов – будущих экономистов, многие аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными.

В учебной работе университетов, готовящих будущих экономистов, уделяется, наш взгляд,  недостаточно внимания проблеме формирования навыков профессиональной речи будущих специалистов, поэтому, к сожалению, совершенное владение языком специальности не является обязательным требованием к умениям и навыкам выпускников высших учебных заведений.

Ануфриева рассматривает экономическую компетентность в качестве совокупности экономических знаний и практических умений, опыта, экономической культуры и мышления [1]. О. Назарова отмечает, что экономическая компетентность отражает экономические компетенции, обеспечивает эффективное и целесообразное осуществление деятельности в различных сферах и сегментах экономики в соответствии с принятыми в современном обществе правовыми и нравственными нормами [5].

По мнению Н. Грамы, экономическая компетентность является формой отражения личностью особенностей организации социального опыта посредством психолого-экономической, социолого-экономической, экономико-педагогической сфер [4]. Определение экономической компетентности было сформулировано также П. Беспаловым, который настаивает на том, что экономическая компетентность является базисным, интегральным личностным образованием, которое охватывает три основные подструктуры личности – мотивацию, способность, опыт [2].

Актуальным становится научный поиск новых подходов к организации и содержанию образования и технологиям обучения, обеспечивающих необходимый уровень профессионально-речевой компетентности студентов экономических специальностей.

Темпы развития областей знаний, связанных с компьютерными технологиями, настолько высоки, что общественное сознание не всегда успевает им соответствовать. Претерпевает изменения и сама методология преподавания.

Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов как одной из наиболее важных целей управления качеством экономического образования, требует постоянного усовершенствования, соответствующего научно-теоретического и инновационно-методического обеспечения, что отвечает современным требованиям высшей школы [3].

Экономист должен обладать рядом основных умений, без которых он не сможет выполнять свои профессиональные действия, а именно:

– владеть правильной, логично выстроенной профессиональной речью, нормами современного литературного языка;

– уметь общаться с коллегами, клиентами в официальных и неофициальных ситуациях, принимать участие в дискуссиях на любую тему, уметь создать и поддержать дружелюбную атмосферу общения, находить выход из конфликтной ситуации;

– иметь навыки спонтанной речи, уметь понимать и реагировать на сказанное собеседником в профессиональном общении;

– готовить публичные выступления, применять различные формы ведения дискуссии, пользоваться экономической терминологией;

– работать со специальной экономической литературой, пополнять и активно использовать личный терминологический тезаурус;

– уметь направлять диалог, учитывая цели профессиональной деятельности, прогнозировать развитие диалога и реакцию собеседника;

– отстаивать собственное мнение, осуществлять анализ собственной речи с позиции нормативности и оптимальности использованных языковых средств;

– уметь вести деловые переговоры с помощью вербальных и невербальных средств общения;

– свободно пользоваться различными функциональными стилями в профессиональном общении.

Речевая компетентность является одним из основных факторов формирования положительного имиджа будущего экономиста: она способствует успешной самопрезентации специалиста, повышению его деловой активности, эффективности решения профессиональных задач в сфере коммуникаций. В деятельности большинства специалистов экономического профиля уровень речевой компетентности не только определяет качество выполнения ими должностных обязанностей, но и влияет на главный экономический показатель – прибыль.

Профессиональная речь студента-экономиста свидетельствует о его интеллектуальном и духовном развитии, внутренней культуре. Итак, задачи перед высшей школой сложные и перспективные. Для совершенствования процесса формирования профессионально-речевой компетентности у будущих экономистов в вузе необходимо: обучать языку специальности в целостной системе получения студентами профессионального образования, не разделяя дисциплины на профессиональные и непрофессиональные, развивать у обучающихся навыки тщательного отбора языковых средств, в зависимости от целей и задач высказываний, стимулировать их к анализу и совершенствованию собственного речи.

 

Список литературы:

  1. Ануфриева О.Л. Компетентнісний підхід до економічної освіти / О.Л. Ануфрієва // Інформаційний портал. – URL: http://magdalynivka.at.ua/index/kompetentnisnij_pidkhid/0-54.
  2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентностьв контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. – – №4. – С. 41-45.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальности 060500 – Экономика. – М.: МО РФ, 2000. – 33 с.
  4. Грама Н. Г. Теоретико-методичні засади фахової підготовки педагога-вихователя дошкільного закладу до економічного виховання дітей: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н. Г. Грама; Харк. держ. пед. ун-т ім. Г. С. Сковороди. – Х., 2004. – 45 с.
  5. Назарова О. Г. Экономическая компетентность выпускников учреждений начального профессионального образования: структура и содержание // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – №74-2. – С.200-203.
  6. Пономаренко В. С. Проблеми підготовки компетентних економістів та менеджерів в Україні: монографія / В. С. Пономаренко. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2012. – 327 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с изменениями и дополнениями) [Эл. ресурс]. – Справочно-правовая система Гарант – Режим доступа http://base.garant.ru/197653/.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания.